Рембрандта снова признали
Портрет пожилого мужчины из коллекции герцогов Бедфордских до 1950-х годов считался работой кисти Рембрандта. Позднее атрибуция была опровергнута, а недавно — вновь подтверждена
Портрет пожилого мужчины кисти Рембрандта (известный также как «Старый раввин») из поместья Вобурн-Эбби, фамильного владения герцогов Бедфордских в британском графстве Бердфордшир, долгое время — с пятидесятых годов прошлого века — почти не появлялся на публике, так как несправедливо считался подражанием художнику либо работой его мастерской.
Не так давно куратор исторического поместья Крис Грэветт (Chris Gravett) обратил внимание на исключительное качество портрета и заинтересовался его атрибуцией. Он сумел разглядеть жемчужину в окружении сияния таких драгоценностей, как 10 работ Ван Дейка (Van Dyck), 12 произведений Рейнольдса (Reynolds), 3 творения Гейнсборо (Gainsborough), а также целый зал работ Каналетто (Canaletto), коих в коллекции герцога насчитывается 24.
Подтвердил авторство Рембрандта международно известный эксперт по его творчеству Эрнст Ван де Ветеринг (Ernst van de Wetering). Голландский искусствовед, глава Проекта исследований творчества Рембрандта в Амстердаме ранее восстановил репутацию другой спорной работы мастера — портрета жены художника Саскии, принадлежащего Берлинской Картинной галерее.
Более того, изучив вобурнский портрет, Ван де Ветеринг пришел к выводу, что два портрета — части диптиха. Искусствовед сделал такой вывод, основываясь на позах мужчины и женщины, деталях их костюмов и ювелирных украшений, в особенности его внимание привлекло сходство колец, украшающих руки цветущей молодой женщины и морщинистого старика с портретов. Крис Грэветт уже связался с берлинским музеем и рассчитывает на то, что ему удастся договориться о проведении совместной выставки, на которой два портрета будут выставлены рядом.
По мнению Ван де Ветеринга, два портрета символически представляют историю библейской праведницы Руфи и ее пожилого мужа Вооза. Оба портрета написаны на досках красного дерева, первоначально служивших упаковкой для сахара, доставляемого из Вест-Индии.
Аутентификация работ Рембрандта весьма сложный процесс, и периодически те или иные произведения оказываются то в рядах работ мастера, то изгоняются из них. Дело в том, что часто испытывавший финансовые трудности художник брал огромное количество работы, нередко писал новые работы поверх уже существующих, к тому же ему очень часто помогали ученики.
В 1950-м году портрет условного «Вооза» участвовал в выставке сокровищ из Вобурн-Эбби в Королевской академии художеств в Лондоне, где его подлинность и была подвергнута сомнению. После этого портрет отправился в верхний ряд библиотечной живописной галереи Вобурна, в котором нашли свое место другие работы, подлинность которых была опровергнута или поставлена под сомнение, — среди них псевдо-Ван-Дейк, псевдо-Хогарт, а также еще два псевдо-Рембрандта.
Хотя в семейной хронике герцогов Бедфордских первое упоминание о портрете встречается лишь в 1791 году, Крис Грэветт полагает, что он был приобретен в 1740-х годах вместе с двумя своими недавними соседями по библиотеке. Теперь работу с гордостью повесили в нижний ряд, и она стала великолепным дополнением экспозиции золота и серебра из собрания Вобурна, которая проходит в эти дни в поместье.
Несмотря на то что работу не собираются продавать, очевидно, что разница в цене между работой мастерской художника и произведением кисти самого Рембрандта измеряется миллионами. Вероятно, появившись на торгах, картина из Вобурн-Эбби могла бы соперничать с недавним рекордом мастера — достижением 2009 года на торгах Christie’s, когда поясной портрет молодого человека заработал 20 миллионов фунтов.
Источник: guardian.co.uk, telegraph.co.uk, woburn.co.uk, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20120406_rembrandt.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20120406_rembrandt.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.