Art Investment

На Леонардо навели глянец

Недавняя реставрация полотна Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем и Святой Анной» вызвала споры среди искусствоведов. По мнению критиков, картина стала излишне «глянцевой»

Реставрация полотна Леонардо «Мадонна с младенцем и Святой Анной», один из этапов которой завершился в минувшем декабре, вызвала раскол в профессиональном сообществе. Согласно некоторым критическим оценкам, реставраторы переусердствовали и нанесли пятисотлетней картине непоправимый вред.

По данным New York Times, два ведущих французских искусствоведа — Сеголен Бержеон-Лангле (Segolene Bergeon Langle), ранее руководившая реставрационными мастерскими Лувра и государственных музеев Франции, а также Жан-Пьер Кюзен (Jean-Pierre Cuzin), бывший глава отдела живописи Лувра — вышли из наблюдательного комитета, курировавшего реставрацию полотна, в знак протеста против качества и методов работы реставраторов. Впрочем, от самих искусствоведов никаких официальных комментариев относительно причин их выхода из комитета получено не было. Администрация Лувра также не стала вдаваться в подробности, ограничившись лишь подтверждением выхода специалистов из состава комитета.

«В течение всего времени проведения работ я в подробных отчетах излагала администрации Лувра свою точку зрения, свои пожелания и претензии, — рассказала г-жа Бержеон-Лангле, одна из ведущих мировых специалистов по реставрации живописи, в интервью New York Times. — Я уже давно приняла решение отойти от участия в работе в случае, если разумные границы будут нарушены». У New York Times есть сведения и о том, что г-н Кюзен также недоволен чрезмерным усердием реставраторов.

Реставрационные работы, в ходе которых полотно было очищено и стало выглядеть более ярким, были завершены в середине декабря. Выход из состава комитета его ведущих членов не на шутку взволновал искусствоведческие круги. «Их уход весьма печальная потеря [для комитета], — прокомментировал решение Бержеон-Лангле и Кюзена Жак Франк (Jacques Franck), эксперт-консультант Центра исследований творчества Леонардо да Винчи имени Арманда Хаммера Университета Калифорнии (Armand Hammer Center for Leonardo Studies at the University of California), коллега французских искусствоведов по наблюдательному комитету. — Бержеон-Лангле давно считается непревзойденным экспертом в своей области. Лучшего специалиста, чем она, просто нет. Она незаменима».

Споры о реставрации значительных произведений искусства обычное дело в искусствоведческой среде. К примеру, реставрация росписей Микеланджело в Сикстинской Капелле, осуществленная в 1990-х годах, многими искусствоведами была раскритикована по той причине, что фрескам в результате удаления слоя сажи и следов свечного дыма был нанесен значительный урон.

Случай с нынешними разногласиями по поводу реставрации работы Леонардо примечателен тем, что спор возник непосредственно внутри луврского комитета, курирующего реставрационный процесс, в состав которого входят 20 экспертов с мировыми именами (комитет имеет право совещательного, но не решающего голоса).

«Аксиом в нашем деле нет, однако справедливости ради стоит отметить, что у членов комитета были различные мнения относительно того, что стоит, а что не стоит удалять с картины, относительно степени очистки ее поверхности, — заявил г-н Франк, перу которого принадлежит множество работ о живописной технике Леонардо. — Лично меня больше устроила бы более “грязная” картина — без кричащей яркости».

Работа Леонардо «Мадонна с младенцем и Святой Анной» была приобретена Франциском I Французским в 1517 году, и среди поздних творений итальянского мастера она сравнима по значимости разве что с «Моной Лизой». Картина должна принять участие в выставке, которая откроется в Лувре в марте, так что луврские реставраторы спешат окончить работу к назначенному сроку. Меж тем нынешний спор может нанести ущерб их репутации. Одним из поводов для спора стал покрывающий работу лак: непонятно, был ли он нанесен самим Леонардо, либо мастерами во время первых реставраций работы, либо и то, и другое вместе.

Идея очистить поверхность картины возникла уже давно. Впрочем, в 1993 году она была отклонена по той причине, что применявшиеся при подобной очистке растворители могли нанести вред знаменитой технике сфумато. Нынешняя реставрация началась в 2010 году после длительных исследований. Изначально планировалось ограничиться удалением пятен, загрязняющих поверхность картины, однако проект реставрации приобрел новый масштаб под руководством Чинци Паскуали (Cinzia Pasquali).

Во французском издании Le Journal des Arts неоднократно появлялись материалы критического характера, в которых осуждалась излишняя активность ведущих работу специалистов. Однако глава отдела живописи Лувра г-н Венсан Помаред (Vincent Pomarede) обвинил издание в абсолютном незнании вопроса. По его словам, реставрационные работы были тщательнейшим образом спланированы, продуманы и подготовлены, а их результатом стало великолепное состояние полотна и возможность во всей полноте оценить «художественный гений Леонардо». Г-н Помаред также опроверг серьезность разногласий по поводу реставрации, заявив, что дискуссии в случае с подобными знаменитыми работами — явление неизбежное.

Однако разубедить несогласных экспертов вряд ли удастся. «Здесь важен этический момент, — полагает Сеголен Бержеон-Лангле. — Несмотря на всю нашу техническую искушенность, нам следует быть скромнее. Науке еще только предстоит создать лучшие и более щадящие реставрационные вещества. Стоит оставить здесь поле деятельности и для следующих поколений».

Источник: nytimes.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20120111_leonardo_restoration_dispute.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20120111_leonardo_restoration_dispute.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».