Возвращенная по реституции скульптура XVI века куплена музеем Гетти
В октябре этого года Музей земли Баден-Вюртемберг в Штутгарте вернул по реституции редкую деревянную скульптуру Иоанна Крестителя. Не прошло и пары месяцев, как наследники выставили ее на торги. К счастью, новым владельцем стал музей Гетти
В октябре этого года Музей земли Баден-Вюртемберг в Штутгарте вернул по реституции редкую деревянную скульптуру Иоанна Крестителя XVI века американским наследникам ее довоенных владельцев. В своем сообщении правительство земли Баден-Вюртемберг указало, что ранее работа принадлежала коллекции арт-дилеров Якова и Розы Оппенхаймеров (Jacob and Rosa Oppenheimer). Они погибли в годы Холокоста, а их собрание было конфисковано. Скульптура Иоанна Крестителя была продана на аукционе в 1937 году.
Вернув средневековую скульптуру по реституции, немецкий музей поступил, безусловно, благородно и в соответствии с Вашингтонскими положениями (подписанный в 1998 году правительствами 44 стран документ, призывающий власти содействовать возвращению жертвам Холокоста и их наследникам украденной нацистами собственности). Однако, как это довольно часто случается, стоило потомкам получить по реституции произведение искусства, как они тут же выставили его на торги. И вот уже новый владелец может похвастаться своей покупкой — уникальной деревянной скульптурой начала XVI века.
К счастью, на этот раз культурная ценность просто перекочевала из одного музея в другой. Скульптуру в результате борьбы ставок заполучил Музей Гетти. Это произошло на торгах Sotheby’s в Лондоне 6 декабря 2011. В своем пресс-релизе руководство Гетти пообещало представить скульптуру публике уже в начале 2012 года.
Скульптура высотой около полутора метров изображает Иоанна Крестителя стоящим на небольшом постаменте в виде природного холма, с агнцем на руках. Плечи Пророка укрыты плащом из верблюжьей шкуры, голову верблюда можно видеть в ногах Предтечи. Вырезанная из липового дерева статуя, на которой до сих пор частично сохранилось красочное покрытие, скорее всего, является частью целой группы скульптур святых, вместе составлявших алтарь. Наиболее вероятное место ее происхождения — замок Гамбург (Schloss Harburg) возле Нёрдлингена в Швабии, принадлежавший дому Оттинген-Валлерштейн. Датируют произведение примерно 1515 годом. Деревянные скульптуры, которые ученые предполагают фрагментами единого гамбургского алтаря, отличает характерная проработка струящихся драпировок и ломаных контуров. Подобная техника говорит о влиянии на ее автора известнейшего средневекового скульптора Файта Штосса (Veit Stoss, около 1445–1473), работавшего в Нюрнберге и Кракове.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20111207_getty_sculpture.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20111207_getty_sculpture.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.