FIAC-2011: выше всяческих похвал
Журналисты Artinfo и Artnewspaper вслед за дилерами сравнивают нынешнюю парижскую ярмарку с Арт-Базелем и утверждают, что британская Frieze в этом году уступила пальму первенства своей французской конкурентке
В этом году ярмарка FIAC, по общему мнению дилеров и посетителей, стала одной из лучших, если не самой лучшей, за всю 38-летнюю историю существования этого мероприятия.
Сравнения FIAC с ее лондонской «сестрой» Frieze напрашиваются сами собой: парижская ярмарка проходит на следующей неделе после закрытия лондонской. Разница между ними в основном в том, что в Лондоне публике преимущественно предлагаются произведения ныне живущих художников, а на FIAC вы найдете такие галереи, как Le Minotaur, Galerie 1900-2000 и Ubu, которые представляют искусство начала века от сюрреалистов до немецких экспрессионистов.
Как пишет The Artnewspaper, FIAC «показала лондонской ярмарке, где раки зимуют». Цены на произведения искусства на FIAC были выше, чем на Frieze: к примеру, галерея Applicat-Prazan предлагала морской пейзаж Николя де Сталя (Nicolas de Staël) за 2 миллиона евро, работу Пабло Пикассо (Pablo Picasso) «Мушкетер» галерея Gagosian продавала за 6–8 миллионов долларов, а Ubu представил полотно Макса Эрнста за 6 миллионов долларов.
Продажи с самого начала были крепкими: сперва коллекционер из Саудовской Аравии заплатил миллион долларов за набор рисунков Луиз Буржуа (Louise Bourgeois) галерее Cheim & Read, затем работа Такаси Мураками от Galerie Perrotin была продана за сумму между 2 и 3 миллионами евро. Инсталляция румына Мирчи Кантора (Mircea Cantor) была продана галереей Yvon Lambert за 60 тысяч евро, а Hauser & Wirth довольно быстро нашли покупателей на творения Рашида Джонсона (Rashid Johnson), в числе которых работа «Напалм» 2011 года (продана за 95 тысяч долларов).
«Все привезли на FIAC свои лучшие вещи; это лишний раз доказывает, что парижский рынок сейчас на взлете, — говорит французский дилер Мишель Рейн (Michel Rein). — Взгляните, сколько в городе зарубежных галерей». И действительно, есть во французской столице и американская Gagosian, и итальянская Tornabuoni, расположившиеся на Елисейских полях на расстоянии вытянутой руки.
Генеральный директор FIAC Дженнифер Флэй (Jennifer Flay) делает ярмарку все более интернациональной: из Нью-Йорка в этом году прибыли галереи Matthew Marks, Eleven Rivington, Andrew Kreps, Michele Maccarone и Friedrich Petzel. Такой наплыв галерей из США вызвал ворчливое недовольство французских галеристов: мол, ярмарка стала слишком «американской». Однако Дженнифер Флэй отметает подобные обвинения: «Мы самая национальная из интернациональных ярмарок: у нас 32 процента французских дилеров; для сравнения: на Frieze британских галерей лишь 25 процентов».
Масла в огонь ропота французских дилеров подлил тот факт, что в этом году некоторые неплохие французские галереи не смогли участвовать в ярмарке из-за банальной нехватки выставочных площадей: дело в том, что в этом году FIAC переместила свой раздел молодых галерей из тента в Квадратном дворе (Кур-Карре) Лувра на верхний этаж Гран-Пале. Все прошлогодние участники там не поместились, так что их число пришлось сократить с 194 до 168. В следующем году организаторы обещают увеличить выставочное пространство, однако в этом году некоторые дилеры были недовольны и расположением, и крошечным размером своих павильонов. «Честно говоря, я бы не стал участвовать, если бы заранее знал, где меня разместят», — рассказал берлинско-люблянский дилер Грегор Поднар (Gregor Podnar). Есть на этот счет и иные мнения. Даррен Флук (Darren Flook), представляющий лондонскую Hotel gallery, говорит: «Гораздо лучше, когда все галереи собраны в одном месте». Перемещение действительно оказалось выгодным для молодых галерей: например, брюссельский дилер Катрин Бастид (Catherine Bastide), представляющая работы молодых американских художников, продала почти весь свой набор произведений за первый час работы ярмарки, когда VIP-гости до того, как открылся основной зал, обследовали верхний этаж Гран-Пале. Умело воспользовался случаем и берлинский дилер Иоганн Кениг (Johann König): работы с показанной им выставки Хелен Мартен (Helen Marten) были куплены коллекционером Гийомом Узе (Guillaume Houzé), наследником состояния и бизнеса сети французских универмагов Galeries Lafayette.
Что касается основной экспозиции ярмарки, то еще во время подготовки к открытию там были замечены посетители: арт-консультанты Патрисия Маршалл (Patricia Marshall), Каролин Буржуа (Caroline Bourgeois) (куратор, работающий с Франсуа Пино (François Pinault)) и Сюзанн Паже (она присматривала работы для Бернара Арно (Bernard Arnault)), и не только они. Дилеры были не в восторге от этого, и в еще большее негодование их поверг тот факт, что Пино и Арно посетили ярмарку вечером, когда дилеры были на торжественном ужине в Музее современного искусства (Musée d’Art Moderne). Как сказал один разгневанный дилер: «Мы приехали, чтобы лично встретиться с этими коллекционерами, и упустили эту возможность». Однако позже общий уровень продаж успокоил разгневанных галеристов: в этом году у всех сложилось ощущение, что FIAC теперь вполне может составить конкуренцию самому Арт-Базелю.
«Было больше похоже на Арт-Базель, чем на FIAC, — заключил владелец Pace Эрни Глимчер (Arne Glimcher). — Я не ожидал такого ажиотажа, особенно при нынешних экономических обстоятельствах, когда Европа не в очень хорошей форме по сравнению с Америкой». Глимчер, который со своей Pace участвует в FIAC с 1980-х годов, а на Frieze в этом году был в первый раз, полагает: «FIAC на голову выше Frieze. Может, и не стоит этого говорить, но это так. Frieze должна подтянуться и лучше выбирать материал». Глимчер также посетовал на то, что некоторым посетителям было позволено прийти в Гран-Пале во время подготовки экспозиции, но не из-за Пино и Арно, которые уже в течение многих лет являются его клиентами, а, скорее, из профессиональных и эстетических соображений.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20111024_fiac_results.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20111024_fiac_results.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.