Раскрыта тайна «двуликого» портрета Гойи
Под красочным слоем полотна 1823 года, изображающего дона Рамона Сатуэ, ученые обнаружили портрет французского военачальника
Современные технологии позволили ученым обнаружить неизвестную доныне работу Франсиско Гойи (1746–1828) под красочным слоем его полотна «Портрет дона Рамона Сатуэ», единственного произведения кисти великого испанца на территории Нидерландов. Таинственный портрет, который исследователи почти со стопроцентной уверенностью приписывают Гойе, удалось увидеть и заснять при помощи прибора рентгеновской флуоресцентной спектрометрии (Scanning Macro X-ray Fluorescence Spectrometry), разработанного учеными из университета Антверпена и Дельфтского технологического университета. Профессор Йорис Дик так объясняет принцип действия прибора: «Мы можем принести новый переносной аппарат в музей и произвести съемку разных слоев полотна. Таким образом, мы можем узнать, какие краски и пигменты присутствуют под видимым красочным слоем, даже не прикасаясь к нему».
Полученное с помощью прибора изображение показало, что Гойя написал непринужденный портрет испанского судьи Рамона Сатуэ поверх парадного портрета мужчины в военной форме. Регалии на мундире изобличают в модели высокого армейского начальника, находившегося в подчинении у брата Наполеона Жозефа, который при восшествии Бонапарта на французский императорский трон стал королем Испании. Таким образом, «нижний» портрет исследователи датируют периодом между 1809 и 1813 годами, тогда как портрет дона Сатуэ датирован самим автором 1823 годом.
Хотя лицо модели на обнаруженном портрете не совсем ясно различимо, он изображает, по всей видимости, одного из генералов французской армии, последовавших за Жозефом в Мадрид, когда тот принял испанскую корону. Есть даже вероятность, что на полотне изображен сам Жозеф Бонапарт. Скорей всего, портрет так и остался у автора после того, как французская армия была вытеснена из Испании в 1813 году. Десять лет спустя у Гойи были все причины спрятать ставшее «неактуальным» произведение: помимо близости ко двору Жозефа Бонапарта, он мог навлечь на себя гнев короля еще и тем, что поддержал временное правительство и конституцию 1820 года. Когда законный король Фердинанд VII в 1823 году вернулся на престол, Гойя испугался расправы и мести и даже отправился в бега вместе с родственником дона Сатуэ. Конечно, портрет французского офицера, если бы его нашли у художника, мог только еще больше повредить испанскому мастеру.
В октябрьском номере научного журнала по истории искусства Burlington Magazine появится подробная статья об обнаруженном портрете, которую подготовили куратор отдела мирового искусства Рейксмузеума Данкан Булл (Duncan Bull), музейный реставратор Анна Крекелер (Anna Krekeler), ученые из университета Антверпена Маттиас Альфельд (Matthias Alfeld) и Коэн Янссенс (Koen Janssens) и уже упоминавшийся профессор Дельфтского технологического университета Йорис Дик.
Сейчас картина Гойи «Портрет дона Рамона Сатуэ» временно, до открытия главного здания Рейксмузеума после реставрации в 2013 году, находится в экспозиции роттердамского музея Бойманс-ван-Бениген.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110919_goya.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110919_goya.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.