Art Investment

Мадонна ди Фолиньо в гостях у Сикстинской Мадонны

Две Мадонны Рафаэля встретились в Дрезденской галерее благодаря Папе Римскому, который впервые позволил вывезти Мадонну ди Фолиньо из Пинакотеки Ватикана

Вмешательство высочайшего лица Ватикана понадобилось для того, чтобы известная «домоседка» «Мадонна ди Фолиньо» Рафаэля смогла отправиться на выставку в Дрезден. Сейчас благодаря Папе Римскому Бенедикту XVI «Мадонна ди Фолиньо» впервые находится на экспозиции в Дрезденской картинной галерее вместе со своей более знаменитой «сестрой» — «Сикстинской Мадонной».

22–25 сентября Папа Римский Бенедикт XVI должен посетить свою родину — Германию — с официальным визитом. Во время этой поездки понтифик встретится с действующим канцлером страны Ангелой Меркель и бывшим канцлером Гельмутом Колем. По словам Вальтера Юргена Шмида (Walter Juergen Schmid), посла Германии в Ватикане, помимо официальных встреч, Бенедикт XVI решил отметить свой визит «уникальным культурным событием», каким и стал приезд «Мадонны ди Фолиньо» в Дрезден.

Хотя «Мадонна ди Фолиньо» — одна из тех работ, которые никогда не покидают Ватиканскую Пинакотеку, в данном случае Бенедикт XVI решил сделать поистине уникальное исключение. Дрезденская картинная галерея Старых Мастеров, располагающаяся в барочном дворце Цвингер, не осталась в долгу и подготовила для прибывшей из Ватикана гостьи достойную «компанию»: «Мадонна ди Фолиньо» демонстрируется вместе с другой Девой Рафаэля в обрамлении изображений Мадонны кисти Альбрехта Дюрера (Albrecht Duerer), Лукаса Кранаха (Lucas Cranach), Матиаса Грюневальда (Matthias Gruenewald) и прочих великих мастеров собрания.

«Сикстинская мадонна», которой в следующем году исполняется 500 лет, — жемчужина коллекции Дрезденской галереи и одно из самых известных живописных полотен в мире. «Мадонна ди Фолиньо» — произведение примерно того же возраста, хотя и менее известное: оба полотна были созданы между 1511 и 1513 годами. По всей вероятности, в мастерской Рафаэля они какое-то время висели практически рядом. Встреча полотен в Дрездене — их первое воссоединение после полутысячелетней разлуки.

Между двумя полотнами есть очевидное композиционное сходство, но они сильно разнятся по колориту. Краски «Сикстинской Мадонны» выглядят более темными из-за покрывающего их старого потемневшего лака, тогда как недавно отреставрированная «Мадонна ди Фолиньо» прямо-таки сияет невероятно яркими оттенками голубого и красного.

Как и Сикстинская Мадонна, Мадонна ди Фолиньо изображена на облаке, но, в отличие от дрезденской Девы, — сидя, на фоне солнечного диска. Иоанн-Креститель, чья фигура находится в левой нижней части картины, выразительным жестом указывает на Мадонну. Позднее, вдохновившись работой Рафаэля, этот жест Предтечи повторил при его изображении Леонардо. В правом нижнем углу ватиканской картины Рафаэль написал фигуру коленопреклоненного Сигизмунда деи Конти, папского секретаря, заказчика «Мадонны ди Фолиньо». Позади него стоит Блаженный Иероним, старший «коллега» Конти, покровительственно держащий руку над его головой. Ангел, изображенный посередине, держит в руках пустую дощечку, которая, вероятно, символизирует будущее воскресение Христа. Значение вспышки света, озаряющей находящийся в отдалении городской пейзаж, до сих пор остается загадкой: то ли она обозначает судьбоносный момент в судьбе Конти, то ли город на заднем плане — Вифлеем, а нежное свечение, изображенное Рафаэлем, — свет путеводной звезды.

Впрочем, судьба полотна не менее интересна, чем некоторые детали его содержания. Войска Наполеона вывезли «Мадонну» в 1797 году из Фолиньо в Париж, где реставраторы перенесли бесценное изображение с дерева на холст, тем самым спася его от разрушения. Если бы не этот незаконный захват шедевра, то, вполне вероятно, он не сохранился бы до наших дней.

Выставка, проходящая сейчас в Дрездене, озаглавлена «Небесное великолепие» и продлится до 8 января 2012 года. В грядущем году галерея также планирует организовать экспозицию, посвященную пятисотлетию «Сикстинской Мадонны».

Источник: bloomberg.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110913_madonna_di_foligno.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110913_madonna_di_foligno.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».