«Берут они охотно старинные полотна…»
Сообщения о кражах произведений искусства регулярно появляются в прессе. Ограблениям подвергаются как музеи, так и дома частных коллекционеров. Можно ли противостоять арт-криминалу?
Музеи всего мира, от Бостона до Египта, постоянно подвергаются ограблениям из-за несовершенной системы охраны. В 1990 году из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер (Бостон, США) злоумышленники похитили 13 полотен, включая картины Рембрандта и Вермеера. Не исключено, что сейчас их прячут где-то в Испании или Южной Франции. Громкая кража из каирского музея картины Ван Гога стоимостью 55 миллионов долларов 21 августа текущего года произошла из-за неисправности систем сигнализации и камер наблюдения (работали лишь 7 из 43 камер). Незадолго до этого, 18 августа, было совершено еще одно ограбление — на этот раз в Брюгге (Бельгия). В Музее Белфорта преступник просто положил в сумку 10-килограмовую скульптуру Сальвадора Дали стоимостью 100 тысяч евро и беспрепятственно покинул здание.
По данным Интерпола, в базе которого содержится информация о более 35,5 тысячи разыскиваемых предметов искусства, лидируют по количеству краж Франция и Италия. За последние 15 лет во Франции в среднем ежегодно происходит 35 ограблений музеев и частных коллекций, а в 1998 году активность жуликов выросла до 47 ограблений.
Среди наиболее громких происшествий последних лет — кража двух картин и одного рисунка Пикассо с виллы его внучки Дианы Видмайер (Diana Widmaier) в конце февраля 2007. Поздно ночью грабители проникли в здание с помощью поддельного ключа и вырезали картины из рам настолько тихо, что хозяйка даже не проснулась. Никаких отпечатков пальцев, никаких улик.
В мае 2010 мир потрясло ограбление Парижского музея современного искусства: были украдены пять ценнейших полотен общей стоимостью 100 миллионов евро, включая работы Пикассо, Матисса и Модильяни. Преступники проникли через окно цокольного этажа с неисправной сигнализацией. Действовали они профессионально: им был хорошо известен режим ночных обходов охраны, поэтому они остались незамеченными. Для вторжения был выбран самый подходящий момент — во время смены экспозиции, когда уровень охраны значительно ниже. Брали только самое ценное.
Кто стоит за ограблениями? Что способны противопоставить культурные институции такому натиску криминального элемента? И самый интересный вопрос: каким образом преступники сбывают легко узнаваемые произведения искусства? Ответы на эти и другие вопросы пытается найти Дорин Карвахал (Doreen Carvajal) в статье на страницах The New York Times.
Все эксперты сходятся в одном: существует разветвленное преступное подполье, в котором ячейки обмениваются информацией о потенциальных покупателях и намеченных для кражи произведениях. Цель долго изучают, прежде чем перейти к решительным действиям. Как считают специалисты по арт-преступлениям, украсть произведение относительно просто. Гораздо сложнее его затем продать. Обычно преступники попадаются в момент продажи, они лучшие воры, нежели бизнесмены.
Агент ФБР Роберт Уиттман (Robert Wittman) за свою 20-летнюю карьеру раскрыл множество арт-преступлений (см. о нем: «Агенты ФБР под прикрытием расследуют кражи произведений искусства» и «Глава “арт-отряда ФБР” уходит на пенсию». — AI.). В своей книге «Бесценные» («Priceless») он делится воспоминаниями о самых захватывающих расследованиях. В частности, о преступной группировке на юге Франции, совершившей ограбление Художественного музея Жюля Шере в Ницце. В августе 2007 года пять вооруженных преступников, ворвавшись в здание музея среди бела дня, всего за четыре минуты похитили картины Моне, Сислея и две работы Яна Брейгеля. Уиттману удалось выйти на след банды. Представившись богатым экспертом по искусству из Филадельфии, он связался с грабителями. Речь шла о покупке похищенной в Ницце картины Моне. По воспоминаниям Уиттмана, один из преступников начал бахвалится тем, что они семь месяцев зондировали почву перед кражей этого полотна:«Они очень гордились собой, они говорили, что “много работали”, чтобы получить эти картины».
Мистер Уиттман и другие агенты ФБР под прикрытием начали переговоры с группой из Ниццы, в которую входили директор магазина мотоциклов и шофер бульдозера, о покупке картины Моне и трех других картин из Музея Шере. Операция проходила на яхте возле Майами. «Потенциальному покупателю» Уиттману даже сообщили о существовании списка из 75 краденых произведений, которые можно приобрести. Однако агенту не удалось увидеть этот реестр — преступников уже арестовали по делу об ограблении в Ницце.
Как полагает Уиттман, некоторые из преступных шаек могут быть связаны с корсиканской мафиозной группировкой Brise de Mer. Французская полиция участие в деле корсиканской мафии считает спорной. Прямых доказательств нет, тем более что искусство не входит в специализацию Brise de Mer.
В большинстве своем это скорее просто жулики, действующие независимо друг от друга. Роберт Уиттман: «Ячейки разбросаны по стране. Одна ячейка знает о том, что делает другая. Если группа в Марселе находит покупателя, она может указать на другую ячейку. Никто не специализируется на чем-то конкретном. Это просто воры».
Детектив Скотланд-Ярда в отставке Чарльз Хилл (Charles Hill), ныне зарабатывающий частным розыском краденых произведений искусства, сравнивает систему этого преступного мира с ДНК: «Это как звенья одной цепи. У многих групп в ведущих странах Европы есть связи с криминалитетом Бельгии и Голландии, где зачастую прячут похищенное». Чарльзу Хиллу удалось отыскать картину «Крик» Эдварда Мунка, украденную в 1994 году из Национальной галереи в Осло, и полотно Вермеера, похищенное ирландскими гангстерами с частной виллы в Англии.
Что касается картин с виллы внучки Пикассо Дианы Видмайер, их удалось обнаружить в августе 2009 года. Причем на их след напал Роберт Уиттман во время расследования ограбления Музея Шере. На Уиттмана, «потенциального покупателя» из Филадельфии, вышли профессиональный преступник из Франции Бернар Жан Тернюс (Bernard Jean Ternus) и его сообщник. Они заговорили с ним о возможности приобретения двух картин Пикассо, похищенных из дома Дианы Видмайер.
Неизвестно, был ли мистер Тернюс действительно связан с шайкой, совершившей взлом дома Дианы Видмайер, но Роберт Уиттман сообщил о получении от преступника письма по электронной почте с фотографиями похищенных картин Пикассо на фоне газеты, вышедшей спустя неделю после ограбления. Как бы там ни было, сейчас Тернюс отбывает срок в тюрьме Биг Спринг в Техасе.
Сами картины были обнаружены в августе 2009. Аноним сообщил о месте их укрытия. Жулики были настолько аккуратны, что практически не повредили полотна. Появились лишь маленькие трещинки на краске от сворачивания холстов.
Хотя картины сейчас возвращены, но преступники, ограбившие виллу Дианы Видмайер, пока не найдены. В июне 2010 полиция задержала троих подозреваемых в соучастии. Однако они обвиняются не в ограблении, а только в сокрытии краденого, поскольку ни отпечатков пальцев, ни следов ДНК этих людей на месте преступления не обнаружено.
Суд, начало которого было отложено из-за болезни одного из обвиняемых, начнется 21 сентября текущего года. Возможно, процесс откроет некоторые подробности этого ограбления и в целом даст новые сведения о механизмах арт-преступлений. Пока все арестованные отрицают свою причастность.
Что касается Музея современного искусства Парижа, руководство до сих пор не получило никаких требований выкупа, и нет никакой гарантии, что пять ценнейших картин удастся обнаружить: пока что полицейские структуры и частные следователи знают бесконечно мало о механизмах разработки арт-преступлений и сбыта краденых произведений искусства.
Франция со времени этих громких преступлений усилила охрану в музеях, но остается нерешенной другая проблема: по стандартам Евросоюза максимальное наказание за такие преступления, вне зависимости от того, что именно было украдено, составляет пять лет лишения свободы. И если на судебном заседании в сентябре будут осужденные, то срок их заключения вряд ли превысит два года.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20100906_krazhi_vo_francii.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20100906_krazhi_vo_francii.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.