Самые состоятельные художники
ARTinvestment.RU   08 марта 2010

Сайт ARTINFO.com составил список из семи художников, которых можно причислить к самым успешным

Если вы хотите разбогатеть, то стать художником — не самое правильное решение. Конечно, рынок современного искусства в последние полвека существенно вырос, но мало кому из ныне живущих творцов удалось сколотить на нем состояние, сравнимое с богатствами ведущих коллекционеров и арт-дилеров. Ресурс ARTINFO.com опубликовал список из семи художников, которых можно причислить к самым успешным.

Информация о конкретных заработках, естественно, не разглашается, поэтому составить представление о доходах того или иного художника можно было только методом экспертных оценок, основываясь на неофициальной журналистской информации и «утечках». Данные об аукционных сделках тут не помогут: те миллионные суммы, о которых трубят все СМИ, делят между собой продавцы и аукционные дома, а авторам произведений (за редким исключением) достаются крохи. А то и вовсе ничего. Что до галерейных продаж, то надо иметь в виду, что какой-то процент от суммы сделки всегда достается дилеру. Кроме того, покупатели нередко торгуются с галеристами, после чего итоговая цена работы оказывается значительно ниже объявленной. Однако авторы списка, пользовавшиеся как открытыми источниками, так и инсайдерской информацией, показали, что кое-какие выводы о благосостоянии художников сделать все-таки можно.

Наиболее верным претендентом на звание самого богатого в мире художника является англичанин Дэмиен Херст (Damien Hirst, р. 1965). Его имя фигурировало в списке богатейших людей Британии (Rich List), опубликованном газетой Sunday Times в апреле 2009 года. На тот момент его состояние насчитывало 388 миллионов долларов — на 110 миллионов больше, чем в 2007 году. Сейчас, как утверждают близкие к Херсту источники, оно уже перешагнуло за миллиард. В 2008 году художник устроил невероятно удачный перформанс — соло-аукцион Beautiful Inside My Head Forever («В моей голове я буду прекрасен вечно»). На торгах появились 223 работы; почти все они нашли покупателей. Аукцион, принесший 198 миллионов долларов, стал кульминацией бума на современное искусство. Инсталляция под названием «Золотой телец» ушла за 16 миллионов долларов — рекорд для творчества художника. Но аукцион был примечателен не только этим. Все лоты Херст предоставил сам, нарушив тем самым табу: обычно художники даже не появляются в аукционных залах, где продаются их работы. Конечно же, ему, как продавцу, досталась львиная доля вырученной суммы. А кто не помнит знаменитый платиновый череп с бриллиантами, который художник продал за 50 миллионов фунтов?.. Этот объект стал самым дорогим произведением ныне живущего художника. Шумиха вокруг сделки как-то заслонила тот факт, что одним из членов группы инвесторов, приобретшей творение, был сам Херст. Художник зарабатывает не только продажей своих произведений: в его владении находится еще с десяток предприятий. Он является одним из немногих людей искусства, у кого есть собственный бизнес-менеджер, Фрэнк Данфи (Frank Dunphy), который работает с ним уже больше десяти лет.

Говоря о художниках-бизнесменах, нельзя не упомянуть американского коллегу Херста, легенду поп-арта Джеффа Кунса (Jeff Koons, р. 1955). Настоящая арт-суперзвезда, чьи творения в прошлом году экспонировались в самом Версале и чью скульптуру «Собачка» уважаемый критик Джерри Сальц (Jerry Saltz) назвал величайшим произведением искусства из всех, что были созданы в уходящем десятилетии. Гигантские скульптуры Кунса поражают своим безупречным техническим исполнением: взять хотя бы знаменитое «Подвесное сердечко», проданное в 2007 году на Sotheby’s за 23,6 миллиона долларов. Кажется, что ткнешь в него иголкой — оно и лопнет; невозможно поверить, что оно сделано из стали и весит полторы тонны. Стандарты производства у Кунса настолько высоки, что в 1990-х годах, готовя знаменитую серию «Торжество» (в которую входит и «Сердечко»), он чуть не довел своего спонсора, галериста Джеффри Дайча (Jeffrey Deitch), до банкротства (дилера в итоге спас Sotheby’s). Еще один поклонник и двигатель рынка художника — Ларри Гагосян (Larry Gagosian), покупатель «Сердечка». Между прочим, предыдущий владелец работы, Адам Линдеманн (Adam Lindemann), приобрел ее годом ранее (где бы вы могли подумать?) в его, Гагосяна, галерее. Заплатил он за нее всего 4 миллиона долларов…

В начале своей карьеры Кунс, дабы профинансировать создание произведений искусства, работал трейдером на Уолл-стрит. Сейчас в его распоряжении находится огромная студия, настоящий завод, на котором трудятся более 120 человек.

Уроженец Страны Восходящего Солнца Такаси Мураками (Takashi Murakami, р. 1962) также руководит настоящей арт-фабрикой, которую он открыл в 1996 году. Армия ассистентов у Мураками поменьше, чем у Кунса: она насчитывает около 100 человек. Мастерские художника находятся в Токио и Нью-Йорке. В них производятся картины, скульптуры, сумки Louis Vuitton с фирменными «анимешными» мотивами, надувные шарики, видео, футболки, брелоки и плюшевые игрушки. Продукты, предназначенные для масс-маркета, чередуются со сверхдорогими произведениями; примером последних может служить инсталляция «Простые вещи», над которой арт-фабрика работала почти два года. В качестве соавтора выступил именитый рэпер Фаррелл Уильямс (Pharrell Williams). Работа представляет собой фигуру психоделического монстра, в разинутой пасти которого находятся различные повседневные объекты (в том числе кексик в формочке и бутылка детского лосьона), выполненные из 18-каратного золота и инкрустированные бриллиантами, рубинами, сапфирами и изумрудами. Всего на украшение этих вещиц потребовалось более 26 тысяч драгоценных камней. На прошлогоднем «Арт-Базеле» за инсталляцию отдали 2 с лишним миллиона долларов.

Как и Херст, которого художник называет своей «звездой», Мураками любит провоцировать публику и критиков своими заигрываниями с культурой потребления. В 2007 году он даже разместил в лос-анджелесском Музее современного искусства, где проходила его ретроспектива, настоящий магазин Louis Vuitton.

Американский живописец Брайс Марден (Brice Marden, р. 1938) получил известность благодаря своим монохромным картинам, которые он создавал в 1970-х. В те годы его творчество обрело популярность среди коллекционеров, чему во многом поспособствовали усилия его дилера Мэри Бун (Mary Boone). В начале 1980-х художник увлекся азиатской каллиграфией и радикально изменил свой стиль, что, впрочем, никак не сказалось на его имидже — цены на его произведения остались такими же высокими. Но главным источником дохода Мардена является недвижимость. Говорят, живописец в свое время скупил по бросовым ценам огромное количество объектов недвижимости в нью-йоркском Сохо, который тогда был всего лишь районом промышленных трущоб. Но в 1980-х Сохо подвергся тотальной джентрификации, и цены устремились в заоблачные выси. Сейчас художнику принадлежит участок земли в Тиволи (Нью-Йорк), студия площадью 465 кв. м на Манхэттене, расположенный поблизости от нее особняк, дом и мастерская на греческом острове Идра и гостиница на острове Невис в Карибском море.

Знаменитый нью-йоркский художник и кинорежиссер Джулиан Шнабель (Julian Schnabel, р. 1951) тоже владеет элитной недвижимостью: у него есть две студии — в Нью-Йорке и в Монтауке, а также дом в испанском городе Сан-Себастьян. В 1987 году, на пике славы, Шнабель обустроил себе мастерскую в странном «дворце» розового цвета под названием Palazzo Chupi, расположенном в нью-йоркском Уэст-Виллидже. Десять лет спустя он купил здание, отреставрировал его и продал квартиры своим знаменитым друзьям, в числе которых был актер Ричард Гир (Richard Gere).

Как и Брайс Марден, Шнабель был подопечным Мэри Бун. В 1980-х годах о его успехах на рынке искусства ходили легенды, но цены на его работы сильно пострадали, когда тогдашний арт-бум пошел на спад. Художник до сих пор пишет и продает картины, но спрос на его произведения уже не тот. Зато Шнабель добился значительных успехов на кинематографическом поприще: он снял такие фильмы, как «Баскиа» и «Пока не наступит ночь».

И снова англичане. Аниш Капур (Anish Kapoor, р. 1954) заработал на продаже своих скульптур 62,7 миллиона долларов, 27 из которых приходятся на 2008 год. Как пишет газета Times, в этом году художник войдет в список самых богатых людей страны. Сейчас он ведет переговоры о покупке 8-миллионного загородного дома на юге Англии. Художнику уже принадлежат дома в Лондоне (один обошелся ему в 4,2 миллиона долларов, другой — в 6,2 миллиона) и на Багамах (3,1 миллиона). В прошлом году 29 произведений Капура принесли на открытых торгах 8,6 миллиона долларов.

ARTINFO.com также включил в список патриарха американского искусства Джаспера Джонса (Jasper Johns, р. 1930), произведения которого уходят за ошеломляющие суммы: в 2006 году, например, собиратели Анна и Кеннет Гриффин (Anne & Kenneth Griffin) купили его картину «Фальстарт» за 80 миллионов долларов. Работа является самым дорогим живописным произведением ныне живущего автора. В 1998 году музей Метрополитен приобрел его «Белый флаг» за сумму, которая, по слухам, превышает 20 миллионов. Рейтинг самых ценных произведений искусства, когда-либо проданных на аукционе (составленный Skate’s Art Market Research) включает семь его творений. Художник нечасто радует своих поклонников новой продукцией — из его мастерской выходит всего несколько картин в год. А спрос на его работы, понятное дело, только растет.

Материал подготовила Юлия Максимова, AI

Источники: artinfo.com, artinvestment.ru



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх