Загадка двух Ван Дейков разрешилась
Специалисты наконец разобрались, какая из двух картин «Святой Иероним с ангелом» мастерской Ван Дейка является оригиналом, а какая — копией
Между 1618 и 1621 годами в антверпенской мастерской знаменитого фламандского художника Антониса Ван Дейка (Antoon van Dyck) были созданы два холста, ставшие предметом многолетнего профессионального спора аж через три с лишним столетия после своего появления на свет. Мало того что их объединяет название — «Святой Иероним с ангелом», так они еще и похожи друг на друга как две капли воды. Один из них сейчас хранится в Национальном музее Швеции в Стокгольме, а второй принадлежит коллекции Фонда Виллема ван дер Ворма и на данный момент экспонируется в Музее Бойманса-ван Бёнингена в Роттердаме. Уже почти 40 лет ученые спорят о том, какое из этих двух полотен является оригиналом, а какое — более поздней копией. Последние научные исследования позволили поставить окончательную точку в этой дискуссии.
Стокгольмская версия «Святого Иеронима» в 1746 или 1747 году попала в коллекцию шведской королевской семьи: ее купил король Адольф Фредрик (Adolf Fredrik). С 1792 года картина экспонируется в Национальном музее в Стокгольме.
Роттердамская версия первоначально принадлежала Рубенсу (Peter Paul Rubens), наставнику Ван Дейка, а затем долгое время оставалась в частных коллекциях. На протяжении XIX и большей части XX века ее почти никто не видел, и лишь в 1972 году, когда Фонд ван дер Ворма передал ее на экспозицию в Роттердам, о ней узнали широкие научные круги. С тех самых пор ученые и ведут спор о том, какая работа появилась первой.
В феврале 2009 года, после продолжительных работ по консервации обоих произведений, их впервые сравнили друг с другом. Исследования проводились в Национальном музее Швеции. Обнаружилось, что роттердамская версия находится в лучшем состоянии, а вот стокгольмская была повреждена в результате предыдущих реставраций, из-за которых несколько стерлись лица персонажей и складки на плаще Святого Иеронима. Специалисты также сделали анализы образцов краски и изучили оба полотна с помощью рентгеновского и инфракрасного излучения. Результаты показали, что на роттердамском холсте имеются некоторые детали, впоследствии закрашенные автором, которых нет на стокгольмском. В частности, на рентгенограмме удалось рассмотреть, что первоначально плащ Святого Иеронима был длиннее и оставлял незакрытыми только ступни святого. Также были выявлены значительные изменения в написании фигуры ангела.
Эти факты, а также то, что в роттердамской картине техника наложения мазков более свободная, привели ученых к выводу о том, что она является оригиналом, а стокгольмская — копией.
Теперь специалистам осталось выяснить, какая часть работы над стокгольмским полотном была выполнена самим Ван Дейком, а какая — его учениками. По словам куратора Музея Бойманса Фрисо Ламмертсе (Friso Lammertse), для этого необходимо тщательно изучить и сравнить ранние работы Ван Дейка. (По одной из версий, копия эта могла быть выполнена даже в XVIII веке; тем интереснее работа, которая предстоит искусствоведам.)
Сейчас обе версии «Святого Иеронима с ангелом» можно увидеть на выставке «Шедевр или копия? Антонис Ван Дейк» в музее Бойманса, которая работает до 14 февраля. А затем картины переместятся в Национальный музей в Стокгольме на выставку «Рубенс и Ван Дейк», которая продлится с 25 февраля по 23 мая.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20100111_van_dyck.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20100111_van_dyck.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.