Пожар уничтожил две тысячи произведений знаменитого бразильского художника
Большая часть наследия легенды латиноамериканского искусства Элью Ойтисики погибла в огне
Шокирующая новость из Рио-де-Жанейро. 16 октября пожар уничтожил около двух тысяч произведений знаменитого художника Элью Ойтисики (Hélio Oiticica), хранившихся в доме у его младшего брата Сезара. Кроме того, в огне погибли снимки и негативы его отца, выдающегося фотографа Жозе Ойтисики (José Oiticica).
Элью Ойтисика (1937–1980) был одним из самых выдающихся южноамериканских авангардистов. В начале своей карьеры он писал яркие абстрактные картины, вдохновляясь творчеством Казимира Малевича, Пауля Клее (Paul Klee) и Пита Мондриана (Piet Mondrian). В 1959 году Ойтисика вошел в группу неоконкретистов — продолжателей дела конструктивистов, утверждавших, однако, что искусство должно не служить промышленности, а обогащать опыт каждого зрителя, и стремившихся создавать произведения, с которыми зритель мог бы взаимодействовать. Неоконкретисты, в частности Ойтисика, Лижия Кларк (Lygia Clark) и Лижия Папе (Lygia Pape), являются пионерами интерактивного искусства. В 1960-х, уже после распада группы, Ойтисика создавал небольшие скульптуры-ящички под названием bólides, которые можно было открывать (внутри ящичков была краска). Стоит также отметить инсталляции penetrávels, в которые зритель мог заходить, а также работы из ткани и пластика под общим названием parangolés — «мобильные скульптуры», предназначенные для того, чтобы надевать их, как одежду. Творчество Элью Ойтисики стало одним из символов расцвета бразильской культуры в 1950-х и 1960-х годах, а название одной из его инсталляций — Tropicália — даже дало имя целому движению под названием «тропикализм» (объединявшему изобразительное искусство, поэзию, театр, музыку и т. д.)
В 2007 году в Художественном музее Хьюстона прошла крупная ретроспектива Ойтисики, которая потом отправилась в галерею Тейт. По словам критика New York Times Роберты Смит (Roberta Smith), «эта выставка — как огромный камень, брошенный в спокойные воды европейско-американской истории искусства. [Экспозиция] и роскошный толстый каталог знакомят нас с невероятно плодовитым художником, писателем и мыслителем, чье творчество служит связующим звеном между модернизмом и постмодернизмом, минимализмом и постминимализмом. Черпая вдохновение как в живописи Мондриана, так и в музыке бразильских трущоб, [в своем творчестве Ойтисика] соединил культуры Запада и "третьего мира" так, как не удавалось почти никому».
Элью Ойтисика отказывался продавать свои творения. После смерти автора почти все они, за редкими исключениями, остались у наследников, которые основали коллекцию Projeto Hélio Oiticica. До недавнего времени собрание находилось в Муниципальном центре искусств Элью Ойтисики, но из-за разногласий с руководством этого музея брат художника Сезар решил забрать работы себе. По его словам, Центр не смог обеспечить произведениям достойные условия хранения. Кроме того, наследники не дождались от музея денег за выставку Ойтисики, которая должна была завершиться в июне этого года.
С пожаром в доме Сезара Ойтисики удалось справиться за три часа. Некоторые работы все же удалось спасти. Нетронутыми остались ранние абстрактные гуаши, которые художник называл «метасхемами», а также эскизы, с помощью которых можно заново построить многие погибшие инсталляции. Кроме того, огонь пощадил две скульптуры bólides. Что до уникальных parangolés, то все они были уничтожены. Вначале сообщалось, что ни одной подобной работы даже при наличии эскизов воссоздать не удастся, ибо ни одного прототипа не осталось, — но позже, к счастью, выяснилось, что две «мобильных скульптуры» экспонируются на выставке в Бельгии. Несколько больших инсталляций все еще находятся в Центре искусств Элью Ойтисики.
Произведения Ойтисики входят в собрания некоторых музеев мира. Например, в 2007 году лондонская галерея Тейт приобрела знаменитую инсталляцию Tropicália. Несколько его работ хранятся в МОМА и Музее современного искусства Рио-де-Жанейро. Бóльшая часть архивов художника оцифрована; кроме того, существует семитомный каталог-резоне, так что идеи Ойтисики не пропадут.
В мае этого года одна из «метасхем» Ойтисики была продана на аукционе латиноамериканского искусства Christie’s за 186,5 тысячи долларов. Эта сумма стала рекордной для художника. Эстимейт работы составлял 60–80 тысяч.
Собрание Сезара Ойтисики не было застраховано. Оно оценивалось в 200 миллионов долларов.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20091021_helio_oiticica.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20091021_helio_oiticica.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.