Art Investment

Древние сирийские скульптуры вернули к жизни

Берлинские реставраторы собрали воедино фрагменты древних сирийских статуй через 60 лет после того, как они раскололись под бомбежками в годы Второй мировой войны

Реставраторы восстановили 30 древних монументальных скульптур из сирийского поселения Тель-Халаф, разбившихся на 25 тысяч фрагментов под бомбежками во время Второй мировой войны. Это статуи из базальта, датируемые началом первого тысячелетия до н. э. Кропотливая работа по их реставрации была начата в 2002, и теперь она наконец-то близится к завершению.

Поселение Тель-Халаф расположено на северо-востоке Турции недалеко от границы. Его происхождение ученые относят к VI тысячелетию до н. э. — эпохе позднего неолита. Но наиболее значимые находки, сделанные в этом месте, относятся к периоду развития арамейской культуры в X веке до н. э.

Тель-Халаф обнаружил в 1899 немецкий дипломат барон Макс фон Оппенгейм (Max von Oppenheim), исследовавший местность для строительства Багдадской железной дороги. Впоследствии он обратился к властям Оттоманской империи за разрешением на проведение раскопок в 1911–1913. Работы пришлось прервать, когда разразилась Первая мировая война. Завершить их удалось лишь в 1927.

Наиболее значимой находкой стали развалины дворца принца Капара, где были обнаружены три пятиметровые статуи богов, стоящих на спинах животных, и сидящая фигура женщины (по предположению Оппенгейма — богини), имевшая высоту в два человеческих роста. Часть найденных на раскопках предметов досталась национальному музею в Алеппо, а другую часть Оппенгейм перевез в Берлин.

В 1930 барон открыл там свой собственный музей, использовав для этой цели пустовавшее помещение чугунолитейного завода в Шарлоттенбурге. В числе посетителей, побывавших там до войны, была знаменитая писательница Агата Кристи (Agatha Christie) вместе со своим мужем, археологом Максом Мэллованом (Max Mallowan). Впоследствии она вспоминала, что сам Оппенгейм водил их по музею около пяти часов, увлеченно рассказывая обо всех экспонатах. Свое повествование он прервал, подойдя к статуе сидящей женщины из Тель-Халафа: «“О, моя прекрасная Венера!”, — нежно воскликнул он и с любовью погладил фигуру».

Вторая мировая война принесла с собой трагические разрушения. 22–24 ноября 1943 музей бомбила британская авиация. Начался пожар, и все деревянные и известковые артефакты из Тель-Халафа попросту сгорели. А базальтовые фигуры раскололись на части из-за резкого перепада температуры, когда пожар стали тушить водой.

Несмотря на трудности с транспортировкой в военное время, директор берлинского Музея искусства Передней Азии смог договориться от имени Оппенгейма об упаковке фрагментов в ящики, и в августе 1944 на девяти грузовиках обломки были доставлены в подвал Пергамского музея. После войны этот музей оказался на территории Восточного Берлина, попавшего в советский сектор оккупации, а сгоревший музей в Шарлоттенбурге, откуда были вывезены обломки скульптур, оставался в Западном Берлине. Разумеется, в послевоенные годы реставрация была невозможна по финансовым причинам — страна была разорена. Но и после улучшения экономической ситуации владельцы того, что осталось от сирийских скульптур, ничего не могли сделать: семья Оппенгейма жила в Кёльне, в Западной Германии, а обломки находились в восточногерманском музее.

Возможность восстановить статуи из Тель-Халафа появилась только после объединения ГДР и ФРГ в 1990. Археологи вспоминали, что в 1944 Оппенгейм писал: «Как было бы прекрасно, если бы все фрагменты, на которые разбились скульптуры, можно было отправить в государственные музеи Берлина и там их собрать. Но это была бы ужасно трудная задача, если учесть то, что коллекция разбилась вдребезги. Больше всего я, конечно, хотел бы спасти богиню на троне». Оппенгейм скончался в 1946, а его мечта осуществилась лишь 63 года спустя.

Работы по реконструкции были начаты в 2002. В двух огромных залах бывшего испытательного цеха в районе Фридрихсхаген на восточной окраине Берлина восемьдесят кубометров обломков были разложены на двухстах деревянных плитах. Первоначально планировалось, что фрагменты будут сканироваться с помощью компьютера, который затем сможет соединить их вместе. Но на практике это оказалось не столь эффективно. «Люди оказались лучше компьютеров», — пояснил руководитель проекта доктор Лутц Мартин (Lutz Martin).

При реконструкции конкретных статуй, сперва отбирались наружные фрагменты, с резьбой и загрязнениями на поверхности, а затем внутренние элементы. Это было похоже на сборку сложного трехмерного паззла. К счастью, специалистам помогли хорошо сохранившиеся фотографии, сделанные до войны. В итоге было использовано 95 процентов имевшегося материала, а то, что осталось, больше напоминает мелкий порошок или песок.

Специалисты соединили обломки между собой с помощью эпоксидного клея. Металлические каркасы и штифты при реконструкции не использовались. Трещины, образовавшиеся в местах разломов, реставраторы решили не маскировать. А в тех местах, где отсутствуют большие фрагменты (некоторые из них откололись еще в древности), сделаны вставки из смеси молотого базальта, песка и клея, более светлой по тону, чем оригинальный камень. На поверхности также было решено сохранить малозаметные остатки расплавленного стекла и битума с крыши музея в Шарлоттенбурге, поскольку они уже стали частью истории скульптур. Работы по консервации планируется завершить в октябре этого года.

Юридически право собственности на скульптуры принадлежит кёльнскому фонду «Оппенгейм», который предоставил артефакты на длительный срок берлинским музеям. Работы по консервации профинансировали семейство Оппенгейм и правительственный фонд German Research.

В июле — ноябре 2010 восстановленные скульптуры можно будет увидеть на посвященной Тель-Халафу выставке в Музее искусства Передней Азии. А после окончательного завершения реконструкции Пергамского музея фигуры трех богов, стоящих на спинах животных, предполагается установить у входа в галерею искусства Передней Азии. Однако это случится не раньше 2028.

Источники: theartnewspaper.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20090731_syrian_sculptures.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20090731_syrian_sculptures.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».