Как я купил Гейнсборо на eBay
Арт-эксперт и галерист Филип Моулд рассказывает о том, как купил портрет кисти Гейнсборо на онлайн-аукционе eBay за 120 фунтов
Английский арт-эксперт и галерист Филип Моулд (Philip Mould), недавно обнаруживший в каталоге аукциона Sotheby’s неопознанный пейзаж британского художника Томаса Гейнсборо (Thomas Gainsborough), рассказывает еще об одной своей находке, связанной с творчеством этого мастера.
Как я купил Гейнсборо на eBay
Было время, когда арт-дилерам приходилось прорываться в аукционные залы для того, чтобы отыскать стоящее произведение искусства. Теперь же большую часть работы мы проделываем перед экраном компьютера. Также было и в тот самый день, когда я просматривал страницы онлайн-аукциона eBay. Внезапно мое внимание привлекло уменьшенное изображение, обозначенное как «Портрет неизвестного» американской школы. Помимо этих данных и стартовой цены в 100 долларов США (62 фунта стерлингов), продавец не предоставил никакой информации. Однако что-то в этой картинке меня зацепило. От нее исходило некое особое свечение, которое отличает творения Гейнсборо от работ других его современников.
Пока загружалось изображение более крупного формата, я изнывал от любопытства и сомнений.
Когда я наконец увидел большую картинку, мне почти сразу стало ясно, что если голова изображенного персонажа была истинным творением Гейнсборо, то тело явно было написано кем-то другим. По сравнению с лицом, которое манило к себе, торс был каким-то застылым, словно вывеска паба. Он физически противоречил анатомии, а эстетически не соответствовал лицу.
Прекрасно осознавая, что собираюсь купить кота в мешке, я все же решился поучаствовать в торгах. В результате я приобрел портрет за 120 фунтов.
Мучившее меня любопытство мне удалось удовлетворить лишь через две недели, когда курьер из FedEx доставил мне посылку. Разорвав упаковку, я убедился, что передо мной действительно лицо кисти Гейнсборо и тело, написанное, по-видимому, художником-любителем. А затем, охваченный сильнейшим возбуждением, я совершил то, чего никому не посоветовал бы делать: я достал бутылку с ацетоном и приступил к работе.
Был конец трудового дня, и телефон уже перестал трезвонить. Я остался в галерее один, сгущались сумерки. Это было замечательное время, когда все, что обычно отвлекает внимание, уже перестает мешать. Сначала я работал медленно. Но по мере того, как пары ацетона разносились в воздухе, все мои страхи из-за того, что я могу уничтожить картину, начали рассеиваться. Я удалял слои краски один за другим. Это было удивительно — постепенно из-под верхних слоев начали появляться тело и одежда, соответствовавшие лицу по изяществу и утонченности.
Через полчаса пол вокруг был завален комками ваты, густо пропитанными ужасной краской с портрета. А я все сильнее убеждался в том, что это ранний портрет Гейнсборо, который кто-то позднее просто изуродовал. В какой-то момент я испытал сильный шок, когда увидел, как проступает розовый цвет, и подумал, что слегка переусердствовал с очисткой. Но, к счастью, это оказался просто край руки, которую мужчина, изображенный на картине, спрятал в разрез жилета.
На завершение работы мне потребовалось два часа. И вот наконец посреди хаоса, который воцарился в моей мастерской, возник этот портрет, сияющий, как только что выловленная рыбка. Могу предположить, что в течение последних 50-100 лет кто-то попытался закрепить небольшой разрыв на полотне. А после того, как края были сшиты, это кто-то решил закрасить починенный участок и чересчур увлекся. Возможно, он даже представления не имел о том, с какой работой имеет дело.
На следующий день я, краснея от смущения, принес картину моему реставратору, и она сразу же поняла, что я наделал. Вместе мы нарекли изображенного на портрете человека мистер eBay, поскольку совершенно не знали, кто он такой. Хотя, конечно, мы надеемся когда-нибудь выяснить это.
Находка данной картины стала для меня захватывающим событием, которое пробудило во мне страсть к реставрации. Иногда в свободное время я задумываюсь о том, как приятно было бы посвятить этому свою жизнь. Но мои коллеги по галерее не дают мне размечтаться: теперь они относятся ко мне, как к пьянице, и прячут от меня бутылку с ацетоном, чтобы я больше никогда не натворил ничего подобного.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20090703_mould_gainsborough_on_ebay.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20090703_mould_gainsborough_on_ebay.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.