Реставраторы перестарались
Специалисты, проводившие реставрацию двух предполагаемых портретов Шекспира, уничтожили ценные свидетельства об изменениях, вносившихся со временем во «внешность» драматурга
Когда в начале марта реставратор Алек Кобб (Alec Cobbe) и шекспировед Стэнли Уэллс (Stanley Wells) объявили о том, что им удалось обнаружить прижизненный портрет Уильяма Шекспира (William Shakespeare), многие специалисты и просто поклонники таланта знаменитого барда верили, что эта находка на шаг приблизила нас к реальному облику великого драматурга.
Эксперты считали, что этот портрет из семейной коллекции Кобба, написанный при жизни Шекспира, а также еще один, т. н. «Янссеновский портрет», который хранится в Вашингтоне, в собрании Шекспировской библиотеки Фолджеров, были дописаны после смерти писателя. Однако недавно выяснилось, что консерваторы, занимавшиеся реставрацией обеих картин, несколько переусердствовали в своем стремлении снять более поздние красочные слои и расчистить первоначальное изображение. Из-за этого они уничтожили бесценные свидетельства того, какие изменения со временем вносились во «внешность» знаменитого драматурга. Новые исследования показали, что оба портрета дописывались еще при жизни Шекспира или в пределах 10 лет после его смерти, когда были еще живы его друзья и знакомые. Даже Алек Кобб, лично принимавший участие в реставрации полотна из своего семейного собрания, рассказал, что некоторые поправки могли быть сделаны всего через несколько месяцев после того, как была завершена сама картина.
Предполагается, что «портрет Кобба», на котором изображен мужчина с пышной прической, был написан по заказу покровителя Шекспира графа Саутгемтонского. Вполне возможно, что он затем пожелал слегка приукрасить этот портрет.
«Янссеновский портрет» датируется примерно 1610 годом, когда Шекспиру было 46 лет. Есть основания полагать, что через шесть лет, когда драматург скончался, было решено «состарить» портрет, закрасив часть волос лысиной, чтобы приблизить его к реальному облику драматурга на момент его смерти.
К сожалению, теперь выяснить подробности этих двух «преображений» практически невозможно. Столь досадная неудача отчасти вызвана тем, что реставрация обеих картин проводилась, когда ни одна из них не считалась портретом Шекспира.
Портрет Кобба реставрировался в 2002 году, вместе с остальными картинами из семейного собрания Коббов. Тогда не были известны ни имя автора работы, ни личность изображенного на ней человека. А «Янссеновский портрет» в 1988 году, когда проводилась расчистка верхних красочных слоев, уже был вычеркнут из списка «шекспировских», поскольку в нем обнаружены более поздние изменения и его подлинность была подвергнута сомнению.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20090401_shakespeare_portrait_wiped_away.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20090401_shakespeare_portrait_wiped_away.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.