Продолжение истории о найденных в Голландии картинах Писсарро и Ренуара
Оказывается, полотна знаменитых художников украл руководитель отделения крупной компании
Недавно ARTinvestment.RU рассказал о том, что голландские полицейские нашли восемь картин, украденных из галереи в Маастрихте в 1987 году. Напомним, что речь шла о полотнах Пьера-Огюста Ренуара (Pierre-Auguste Renoir), Камиля Писсарро (Camille Pissarro), Евы Гонсалес (Eva Gonzales), Давида Тенирса (David Teniers), Виллема ван де Вельде-младшего (Willem van de Velde, Jr.), Яна Брейгеля-младшего (Jan Brueghel the Younger) и Поля Дезире Труйбера (Paul Desiré Trouillebert).
Полицейским удалось задержать троих подозреваемых: 45-летнего немца, живущего в Дубаи, его 62-летнюю мать, проживающую в округе Пломбьер в Бельгии, и 66-летнего жителя нидерландской деревни Валем. Для того чтобы выйти на след преступников, полицейским пришлось организовать операцию по внедрению.
Слушания по этому делу уже начались. Самый главный вопрос, на который должны дать ответ преступники, — кто был главным организатором ограбления. Как считает один из участников расследования, частный детектив Бен Зёйдема (Ben Zuidema), есть все основания полагать, что грабителей нанял не кто иной, как владелец галереи Роберт Ноортман (Robert Noortman).
По «официальной версии», февральским утром 1987 года Ноортман узнал, что воры проникли в его галерею на окраине Маастрихта и похитили девять ценных картин, в том числе «Поляну» Ренуара, «Букет цветов» Евы Гонсалес и «Берега Сены. Буживаль» Писсарро. Голландская полиция начала расследование, которое продолжалось несколько лет, но никакого следа воров ей обнаружить так и не удалось. Тогда арт-дилер обратился за помощью к Бену Зёйдеме, чье расследование также не увенчалось успехом. Английской компании Lloyds, застраховавшей картины, пришлось выплатить Ноортману компенсацию в пять миллионов гульденов (2,8 миллиона долларов).
По словам Зёйдемы, у него появился осведомитель, который рассказал, что арт-дилер сам инициировал ограбление, для того чтобы получить компенсацию. Информант также заявил, что Ноортман сжег картины. Полицейские со вниманием отнеслись к этим утверждениям, но доказать вину Ноортмана им так и не удалось. В январе 2007 года арт-дилер скончался от сердечного приступа.
В конце прошлого года с Зёйдемой связался некий господин Кан, назвавшийся частным детективом. По словам Кана, один из его клиентов рассказал ему, что в 1987 году Ноортман заплатил ему за то, чтобы он ограбил его галерею. 5 декабря Зёйдема, Кан и сообщница последнего, представившаяся госпожой Беккер, встретились в городе Рурмонд.
Кан сказал Зёйдеме, что арт-дилер велел его клиенту сжечь все картины. Но грабитель не послушался и сжег только одно полотно, а остальные забрал себе, сказав Ноортману, что все работы уничтожены. Кан рассказал детективу о том, что они с Беккер собираются шантажировать наследников Ноортмана, и пригласил его поучаствовать, обещав вознаграждение в миллион евро. Зёйдема сделал вид, что его очень заинтересовало предложение Кана. Вернувшись домой, детектив обратился в полицию. Вместе они разработали план операции по поимке преступников.
Кан собирался использовать Зёйдему в качестве посредника: частный детектив должен был взять у него картины и предложить их компании Lloyds. После того как Зёйдема согласился ему помочь, преступник отправился за произведениями, не подозревая о том, что за всеми его передвижениями внимательно наблюдает полиция. Кана и его сообщников удалось арестовать в городе Валькенбург, в тот самый момент, когда он и его сообщники загружали полотна в грузовик. Они сразу отдали полицейским шесть картин, а еще две обнаружились в Валеме. Преступники явно не отличались большой любовью к искусству — на некоторые из найденных картин невозможно смотреть без слез, в таком плохом состоянии они находятся.
Один из преступников оказался бывшим главой дубайского отделения одной из крупнейших в мире компаний, занимающихся организацией конференций. Он раньше работал во Франкфурте, а полтора года назад поселился в Эмиратах. В ноябре прошлого года он уволился, но из Дубаи не уехал, несмотря на то, что в Германии его ждала жена и двое детей.
Для друзей и коллег преступника его арест стал форменным шоком. «Он был нашим начальником около четырех месяцев назад, — сказал один из сотрудников компании. — Он был женат, но его супруга жила во Франкфурте и приезжала сюда просто погостить. Он неожиданно уволился, не знаю почему. Он был хорошим начальником и приятным человеком. Я не могу поверить в то, что его арестовали. Он был очень трудолюбивым и хорошо выполнял свою работу. В компании его любили и уважали, но о своей частной жизни он никому не рассказывал».
Другая бывшая коллега рассказала, что преступник раньше жил в роскошной вилле в дубайском районе Аль-Барша, но недавно переехал. О том, где он поселился, сотрудники компании ничего не знают. «Он был очень заметным человеком, очень обаятельным, — добавила она. — О его увлечении искусством мне ничего не известно».
Согласно голландским законам, полицейские не могут расследовать преступления, совершенные более двадцати лет назад. Но, поскольку картины все еще числятся в списках пропавших, подозреваемым были предъявлены обвинения в попытке сбыта краденых товаров и отмывании денег.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20090311_maastricht_paintings_recovered.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20090311_maastricht_paintings_recovered.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.