Art Investment

Художники и цены

Выставка итальянского рисунка в ГМИИ им. А. С. Пушкина

На выставке «Пять веков итальянского рисунка. Из собрания ГМИИ им. А. С.Пушкина» представлено около 250 произведений известных мастеров итальянской школы начала XVI — конца XX века. Ее организация связана с выходом в свет трех томов научного каталога коллекции итальянского рисунка в собрании ГМИИ им. А. С.Пушкина, составленного Мариной Ивановной Майской, ведущим научным сотрудником Отдела графики.

Масштабная экспозиция, размещенная в Белом зале, на колоннаде и в зале № 20, посвящена самой гибкой форме изобразительного искусства. Именно рисунок отзывается с повышенной чуткостью на малейшие сдвиги в художественном мировосприятии эпохи: изменением стилей рисования, сменой форм, техник и материалов. Он самый объективный свидетель своего времени. Вместе с тем рисунок наиболее интимная область творчества. Небольшие листы бумаги, часто пожелтевшие или выгоревшие от времени, хранят не только прикосновение руки художника, память о его мастерстве и виртуозном владении различными рисовальными приемами — они доносят до нас трепетное движение его мысли, волнующий процесс рождения замысла, широту творческих устремлений. Благодаря этому рисунки открывают редчайшую возможность увидеть художественную эпоху как бы изнутри, ощутить ее внутренний ритм, динамику, почувствовать в многообразии типов рисунков атмосферу того или иного периода истории искусства в его становлении и развитии.

Коллекция итальянских рисунков ГМИИ им. А. С. Пушкина, сложившаяся в конце XIX — начале ХХ века и насчитывающая сегодня более 3 000 листов, открывает уникальную возможность познакомиться с историей графического искусства Италии.

Самым ранним итальянским рисунком в собрании музея является рисунок круга Мантеньи, связанный с художественными традициями позднего кватроченто.

Близок к нему по времени исполнения двусторонний рисунок Витторе Карпаччо — один из шедевров собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина. Этот лист, выполненный около 1505 года, раскрывает широкий круг проблем, интересовавших художника эпохи Ренессанса. Вместе с тем он демонстрирует специфические особенности рисовальной школы Венеции с характерным для нее принципом живописности, поиском взаимодействия света, цвета и пространства.

Для итальянского искусства важно понятие «местная школа»: оно определяет своеобразие графического стиля того или иного художественного центра. В XVI веке ведущая роль в Италии принадлежала флорентийско-римской школе, «законодательнице» главных направлений искусства этого времени, одним из которых сталманьеризм. Сохраняя преемственную связь с ренессансными традициями, опираясь на богатейшее наследие классиков Возрождения, такие художники, как Джулио Романо и Перино дель Вага, Пармиджанино и Россо Фьорентино, Франческо Сальвиати и Таддео Цуккаро, обогатили итальянский рисунок новыми возможностями.

Одной из вершин своего развития итальянский маньеризм достигает в творчестве Таддео Цуккаро. Графическое наследие этого великолепного рисовальщика показано на выставке несколькими первоклассными листами. Традиции Таддео в последующие годы развивал его младший брат Федерико Цуккаро, признанный глава позднего римского маньеризма. Он был первым среди мастеров конца XVI века, кто систематически начал использовать эффективную комбинацию красного и черного мелков, впоследствии вошедшую в широкое употребление, как в этом можно убедиться на примере листов, представленных на выставке.

В отличие от мастеров римско-тосканского круга, маньеристы Северной Италии тяготели к созданию элегантного, утонченного стиля графики. Одним из самых ярких проявлений такого искусства было творчество Франческо Пармиджанино. Его рисунки, покоряющие поэтическим настроением и артистизмом, раскрывают многогранный талант этого художника — мастера знаменитых алтарных образов, монументальных фресковых росписей, портретиста, основоположника итальянского офорта. Воздействие Пармиджанино на современников было огромным. Его верный последователь Якопо Бертойя с безукоризненным равновесием размещал в пространстве листа детали сложной композиции, добиваясь ощущения широкого и плавного движения, насквозь растворяющего в себе человеческие фигуры. Под влиянием Пармиджанино в рисунке другого мастера из Северной Италии, Джулио Кампи, драматический пафос сцены «Распятие» раскрывается в пронизывающем монументальную композицию вихревом потоке линейного ритма.

В особый образный мир открывают путь рисунки венецианских художников XVI века — Паоло Веронезе, Доменико Кампаньолы, Андреа Скьявоне, Паоло Фаринати, Пальмы Младшего. Венеция, в искусстве которой важнейшее место принадлежало колористическим исканиям, выработала своеобразный, отличный от других школ Италии тип рисунка. Исполненный пером на пожелтевшей бумаге, чуть зыбкий, словно тающий в трепетном движении светотени «Пир в доме Симона фарисея» Веронезе как бы переводит на язык рисунка цветовой строй будущей картины, являя собой графический прообраз живописи.

XVII век противопоставил маньеризму обращение к натуре, искусству античности и традициям Возрождения.

Среди болонских рисунков начала XVII века, хранящихся в коллекции Музея и тесно связанных с традициями обучения в мастерской Карраччи, особого внимания заслуживает замечательный лист Гвидо Ренни с этюдами мула на лицевой стороне и штудией обнаженного мужского торса на обороте. Отмеченный высоким мастерством и живостью исполнения, он наглядно демонстрирует ту важную роль, которая отводилась рисованию с натуры в художественном методе одного из основоположников академической живописи.

Большой привлекательностью в глазах коллекционеров всегда обладали рисунки Гверчино, что объясняет наличие в собрании музея группы листов этого замечательного болонского живописца и рисовальщика. В работах Гверчино отчетливо выражен новый изобразительный принцип итальянского рисунка XVII века — принцип живописности, эскизности, свободы, когда важнейшим выразительным средством вместо линии становится пятно.

Эта стилистическая тенденция получила индивидуальное преломление в творчестве таких разных художников барокко, как работавший в Риме Джан Лоренцо Бернини, флорентиец Волтеррано, генуэзцы Джованни Бенедетто Кастильоне или Доменико Пиола.

Свое продолжение линия «живописного» рисунка получает в XVIII столетии, когда искусство рисования вступает в период самого высокого артистизма. Ведущей школой Италии этого времени по праву считается Венеция, переживающая золотой век своего развития. Коллекция венецианских рисунков XVIII века — самая цельная и богатая часть графического собрания музея в границах итальянской школы. Она включает свыше 250 листов, объединяя работы крупнейших венецианских рисовальщиков этого времени — Джованни Баттисты и Доменико Тьеполо, семейства Гварди, Джованни Антонио Пеллегрини, Гаспаре Дициани, Франческо Фонтебассо и других. Отточенная виртуозность и особая непринужденность исполнения, изысканная декоративность формы, тонкое изящество и одухотворенность образов — характерные черты графического стиля XVIII века — превращают рисунки венецианских мастеров в самостоятельные художественные произведения.

Интересным документом римской художественной жизни XVIII столетия являются карикатуры Пьер Леоне Гецци. Помимо отдельных листов художника, в собрании музея хранится альбом его зарисовок, включающий 536 листов. Это по преимуществу портреты и карикатуры, изображающие духовенство, клир, послов иностранных держав, наводнявших Рим туристов, а также художников, собратьев Гецци по профессии.

Итальянский рисунок XIX и XX столетий в ГМИИ уступает по объему и качеству коллекции старых мастеров, поскольку русских собирателей этот период истории итальянского искусства интересовал мало. Тем не менее отдельные интересные тенденции можно проследить и на материале собрания музея. В первую очередь, если говорить о романтизме, воцарившимся в искусстве Италии в 1820–60-е годы, следует выделитьединственный в коллекциях нашей страны лист Франческо Айеца, одного из ведущих мастеров этого направления в Северной Италии. Но самым ярким и бесспорным проявлением романтизма в итальянском искусстве XIX века по праву считается пейзажная живопись, в которой индивидуальное и лирическое переживание художником изображаемого мотива более всего отвечает концепции искусства романтизма. И здесь важнейшая роль принадлежит неаполитанской пейзажной школе Позиллипо (1820–1860), сформировавшейся в окрестностях Неаполя вокруг голландского живописца Питлоо, который первым в Южной Италии открыл возможности пленэрной живописи. В коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина произведения мастеров школы Позиллипо представлены достаточно широко, а на выставке показаны листы двух братьев Джиганте (Джачинто и Акилле), а также Акилле Вьянелли.

Самые ранние произведения ХХ века в коллекции Музея относятся к первому десятилетию и связаны с книжной графикой — оформлением выходившего в Москве журнала «Весы»: это работы Умберто Брунеллески, Оскара Гильи, Ромео Костетти и Альберто Мартини, которые представляют различные формы и грани стиля модерн.

Вторая группа рисунков, поступившая в музей из ГМНЗИ, знакомит с наиболее интересными тенденциями итальянского искусства 1920–30-х годов. Исходной точкой для современного искусства Италии явились такие направления начала века, как футуризм и «метафизическая живопись», получившие общеевропейский резонанс. К первому из них принадлежат коллаж Карло Кара (в настоящее время экспонируется на другой выставке) и большая композиция Фортунато Деперо, крупных мастеров этого направления. Второе представлено двусторонним рисунком Джорджо де Кирико, связанным со вторым метафизическим периодом творчества мастера. В пластическом строе его композиции «Поэт и муза» воплощены типичные черты «метафизического искусства» — стремление раскрыть через мир предметных форм тайный смысл вещей, лежащий по ту сторону их физического существования. Два превосходных портретных рисунка связаны с творчеством Амедео Модильяни.

Своеобразие художественных поисков других мастеров Италии, работавших в десятилетие между двумя войнами, нашло отражение в рисунках символиста Тулио Гарбари, основателя направления «магического реализма» Феличе Казорати и ряда других. Малоизвестные в России, но высоко оцененные европейской критикой, эти мастера сыграли важную роль в становлении художественной культуры Италии нового времени. Отказавшись от крайностей авангардистских экспериментов, через которые прошли те, кто в той или иной мере был связан с кубизмом и футуризмом, названные художники вместе с другими представленными в каталоге и на выставке авторами стремились нащупать новые дороги в искусстве, обретя опору в вечных художественных ценностях — форме, пластике, жизненной правде. Чаще всего в своих поисках они обращались к Сезанну и одновременно к классическим традициям итальянского искусства треченто и кватроченто. Новая тенденция, получившая название «Возвращение к порядку», затронула большинство мастеров европейского искусства, включая даже таких горячих сторонников эксперимента, как Пикассо. Практически все произведения, поступившие в ГМНЗИ по обмену между 1927 и 1933 годами, дают представление об этом новом периоде, переживаемом итальянским искусством в годы между двумя войнами.

С реалистическими тенденциями в искусстве Италии 1950-х годов знакомят работы представителей группы «Новый фронт искусств», ведущим среди которых был Ренато Гуттузо. На выставке показаны рисунки Тоно Дзанканаро, Анны Сальваторе, Джузеппе Дзигаина.

Абстракция и разновидности новых формальных поисков представлены на выставке кинетическим рисунком известной миланской художницы Дадамаино, а с творчеством Эмилио Греко и Франческо Мессины, ведущих скульпторов Италии реалистического направления, знакомит группа рисунков этих мастеров, подаренных ими музею.

О современном состоянии искусства Италии самого конца XX века или, во всяком случае, об одной из его граней позволяют судить рисунки и акварели Аттилио Стеффанони на тему двух городов, Москвы и Венеции, по-разному дорогих сердцу художника, но в равной мере покоряющих зрителя свободой, экспрессией и заключенной в них силой поэтического чувства.

Источник: arts-museum.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20121220_italian_drawing.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20121220_italian_drawing.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

РАБИН Оскар Яковлевич (1928–2018) Прилуки. 1958 (54,5 × 73 см)

Текущая ставка100 RUB
Окончание торгов2024-05-24 12:00
сделать ставку

﴾Книги﴿ [Первое издание на русском языке] Льюис Г. Г. Физиология обыденной жизни. В двух томах в одном переплете. М. Издание А. И. Глазунова. 1861–1862. 364 с +VIII + 374 с.

Текущая ставка100 RUB
Окончание торгов2024-05-24 12:00
сделать ставку

﴾Книги﴿ Кутепов, Н.И. [Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси] [В 4 т.] Т. 2: Царская охота на Руси царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. XVII век. СПб.: Экспедиция загот. гос. бумаг, 1898

Текущая ставка45000 RUB
Окончание торгов2024-05-24 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».