Art Investment

Художники и цены

«Елизавета Петровна и Москва» в Третьяковской галерее

Сегодня, 9 декабря, в Третьяковской галерее (Лаврушинский, 12) открывается выставка «Елизавета Петровна и Москва». Это крупнейший историко-художественный проект года, приуроченный к 300-летию со дня рождения в Москве императрицы Елизаветы Петровны (1709–1761), продолжает и завершает выставочную трилогию, посвященную «московскому аспекту» деятельности российских правителей XVIII века («Екатерина Великая и Москва», 1997; «Петр Великий и Москва», 1998). Яркая масштабная экспозиция включает около 400 экспонатов и представляет все этапы жизни Елизаветы Петровны и ее окружения, связанные с Первопрестольной, на широком фоне московского быта середины XVIII века.

 «Дщерь Петрова» появилась на свет в царской вотчине Коломенское. Древняя столица для будущей императрицы стала той «малой родиной», где она провела детство и юность, где сформировался ее духовный мир. Особенностью жизни царского двора в Москве, в отличие от Санкт-Петербурга, было непременное посещение служб Кремлевских соборов, многочисленных монастырей, древних святынь. Продолжая вековую традицию русских государей, императрица совершала богомольные походы в Троице-Сергиеву Лавру и Ново-Иерусалимский монастырь.

Многие значимые страницы жизни Елизаветы Петровны — публичные и тайные — связаны с Москвой. Она неоднократно посещала Первопрестольную, в том числе по случаю коронации Екатерины I (1724), во время собственных коронационных торжеств (весна 1742), празднования годовщины подписания «вечного мира» со Швецией (1744). Согласно легенде, в 1742 в сельской церкви в Перове состоялось венчание Елизаветы Петровны с графом А. Г. Разумовским.

В годы правления Елизаветы Петровны (1741–1761) многое делалось для расцвета в Москве банковского дела и мануфактуры, театра и оперы, науки и просвещения. В 1755 был учрежден первый в России Московский университет. Большие усилия прилагались к упорядочиванию московской застройки, благоустройству городской структуры и поддержанию в ней порядка.

Подготовка проекта длилась около трех лет. Была проведена большая исследовательская работа. Обзор «Камер-фурьерских журналов» и периодики тех лет помогли составить «Хронику московской жизни» Елизаветы Петровны. Факты биографии императрицы и ее деяний в Москве обусловили хронологическо-тематическую последовательность построения экспозиции и состав ее разделов: «Младые лета», «Охотничьи забавы», «Коронация», «Государыня и церковь», «Двор и окружение», «Семейство Разумовских», «Малый двор», «Покровительница наук и художеств», «Елизаветинское барокко», «Женский мир императрицы». Выставка разнообразна по составу. В него вошли не только традиционные для коллекции Третьяковской галереи живопись, графика, скульптура, но и произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе личные вещи императрицы, нумизматика, архитектурные эскизы и модели, архивный материал, поступившие из Государственного Исторического музея; Государственного Русского музея; Российского государственного архива древних актов; Музея архитектуры им. А. В. Щусева; Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль»; Государственного музея керамики «Усадьба Кусково XVIII века».

Значительное внимание в экспозиции уделено иконографии Елизаветы Петровны. Портретные изображения императрицы, выполненные в разных материалах и техниках, дают представление о ней как о красивейшей женщине на русском престоле в XVIII веке.

Любимым живописцем Елизаветы был работавший при русском дворе французский мастер Луи Каравак (1684–1754). Он имел приоритетное право на изображения Петра I и его семейства, в том числе и маленькой Елизаветы («Портрет цесаревен Анны Петровны и Елизаветы Петровны», 1717, ГРМ). Авторитет придворного портретиста и, возможно, детская привязанность Елизаветы определили первенство Л. Каравака в исполнении коронационного портрета новой императрицы. Заказ был выполнен так удачно, что иконографический «тип Каравака» был признан официальным изображением Елизаветы Петровны, многократно копировался другими художниками и гравировался. В соответствии с «типом Каравака», его ученик, русский мастер И. Я. Вишняков написал для Сената парадный «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» (1743; ГТГ).

Значительную роль в создании портретной галереи Елизаветы Петровны сыграл и «гофмалер» Георг Христоф Гроот (1719–1749), немецкий художник, также трудившийся при русском дворе. Он создал несколько «малых портретов-картин», на которых русская императрица предстает в различных образах: полковница Преображенского полка («Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком», 1743, ГТГ), знатная дама на балу («Портрет императрицы Елизаветы Петровны в черном маскарадном домино с маской в руке», 1748, ГТГ). Образ государыни, любившей «смехи и забавы», трактовался Г. Х. Гроотом в духе рококо.

Третьяковская галерея показывает и малознакомые широкой публике шедевры из своего собрания: уникальный портрет императрицы в цветочном обрамлении, созданный австрийским художником Г. Преннером (1754, ГТГ), камерные изображения работы мастерской П. Ротари и портрет, приписываемый Л. Токе.

Впервые экспонируется поступивший в собрание Галереи в 1975 и только что отреставрированный «Портрет князя М. Н. Волконского» (неизвестный художник 2-й половины XVIII века, ГТГ).

Признанная модница, русская императрица постоянно заказывала наряды в странах Европы. Однако ее платья почти не сохранились — драгоценные ткани перешивали на другие одежды, вплоть до церковных облачений. Тем ценнее украшение экспозиции — платье Елизаветы Петровны, реконструированное реставраторами Исторического музея. На выставке представлены раритеты: золотой медальон с волосами молодой Елизаветы (конец XVIII, Московский кремль), женский арбалет с инициалами императрицы (ГИМ), собственный фарфоровый сервиз (Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века») и другие личные предметы императрицы. Впервые за десятилетия хранения в МУАР им. А. В.Щусева экспонируется отреставрированный макет «русского Вифлеема» (А. П. Сумароков) — усадьбы Коломенское.

Архив Древних актов, где собрано практически все документальное наследие императрицы, показывает на выставке образцы подписи Елизаветы Петровны под государственными документами, письма цесаревны родителям, записки Петра I к дочери и другие автографы.

К выставке издан фундаментальный богато иллюстрированный каталог, имеющий самостоятельную научную ценность. Впервые собрана и опубликована хроника жизни императрицы в Москве, а также изданный ею свод «московских указов».

Подготовлена обширная культурно-образовательная программа, включающая лекции, авторские экскурсии, тематические концерты (расписание и подробности на сайте tretyakov.ru).

В рамках программы опубликована детская книга «Сказка о русской императрице Елизавете Петровне и граде Москве» (автор — куратор выставки, зав. отделом живописи XVIII — первой половины XIX века Л. Маркина; художник — В. Ермолаев), способная увлечь даже ребенка судьбой императрицы, бытом и нравами далекой исторической эпохи.

Гравюры. Коронационный альбом. XVIII век

Выставка продлится до 27 марта 2011 года.

Источник: пресс-релиз ГТГ


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20101209_gtg_elizaveta_petrovna.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20101209_gtg_elizaveta_petrovna.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».