Art Investment

Художники и цены

Выставка Бенуа ди Стетто в Калуге

Вчера в выставочном зале Калужского областного художественного музея открылась выставка произведений швейцарского художника Александра Зигфридовича Бенуа ди Стетто (1896–1979). Эта выставка уже экспонировалась в петербургском Русском музее, в картинной галерее Курска, в Тульском Музее изобразительных искусств. Тем самым реализуется интереснейший проект Министерства культуры России, Русского музея и Санкт-Петербургского общественного фонда содействия развитию культуры и искусства, цель которого — возвращение в круг отечественной культуры искусства одного из наиболее значительных художников русского Зарубежья.

Александр Зигфрид Бурхард Леви-Бенуа ди Стетто — таково полное имя художника — родился в Санкт-Петербурге. Он состоял в близком родстве со знаменитыми мастерами Серебряного века Александром Бенуа, Евгением Лансере, Зинаидой Серебряковой и просто не мог не стать художником: в этом кругу, по словам Серебряковой, дети рождались уже с карандашом в руке. Ему не было еще и восемнадцати лет, как он поступил в школу Общества поощрения художеств. Его учителя — гравер В. В. Матэ, график И. Я. Билибин, живописцы А. А. Рылов и Н. К. Рерих. В 1918 Александр Зигфридович приступил к изучению архитектуры в Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (так именовалась в ту пору Академия художеств). Его наставником стал еще один его знаменитый родственник — зодчий Леонтий Николаевич Бенуа. Вместе с двоюродным братом П. Соколовым Александр Зигфридович работал над футуристическим проектом движущегося вслед за солнцем здания. Однако реализовать этот удивительный проект не удалось — в силу сугубо материальных причин.

В 1920, после того как большевики арестовали всю семью Л. Н. Бенуа, молодой художник покинул Советскую Россию и поселился в Швейцарии, в Берне; позднее, уже будучи гражданином Швейцарии, некоторое время жил в Париже и Берлине. Женился на датчанке Каме Зингер. Оформлял спектакли «Немецкого театра» — за одну из сценических работ получил Гран-при в области искусств города Берлина. Вернувшись в Швейцарию, поселился в Женеве.

Казалось бы, Бенуа ди Стетто — типичный художник-космополит, живописец общеевропейского склада. Но это не так. Примечательно, что швейцарская критика, настроенная уважительно и сочувственно по отношению к искусству Бенуа ди Стетто, тем не менее считала его «неместным» художником. Уж очень остро, видимо, ощущалась, русская (а еще точнее — петербургская) стать его живописи.

И выставка, открывающаяся в нашем художественном музее, в полной мере демонстрирует эту особенность искусств мастера. Основную часть экспозиции составили работы, созданные в Швейцарии, Франции, Германии, Голландии. Но все они являют собой прекрасные образцы живописи позднего «Мира искусства». Они по-петербургски элегантны и по-русски лиричны, задушевны.

Есть тут, впрочем, и большой рисунок, созданный еще в юности, в России: «Девушка из села Нескучное». Есть и картины ностальгического строя — «Русский натюрморт», натюрморт с портретом Александра I… Александр Бенуа ди Стетто до конца жизни помнил о России, любил ее.

Совершенно особый раздел выставки — анималистический: графические листы с изображениями самого разнообразного зверья. Тут и обезьяны, и бегемот, и лев, и ягуар. А уже в конце жизни Бенуа ди Стетто увлекся созданиям так называемых «структур» — абстрактных и полуабстрактных композиций. Это своего рода дань прошлому художника — юношескому футуризму.

***

«…Александр Бенуа ди Стетто, совсем пока не известный в России, носит много говорящую любителям искусств фамилию. Приобретя свою первую работу Бенуа ди Стетто в 1990-м, лишь в марте 2005-го автор этих строк разгадал его загадку. Художник покинул Россию после 1917-го, странствовал по Европе и, наконец, в 1929 году обосновался в Женеве, где и прожил до конца своей жизни. Несмотря на все поиски, никаких следов художника Бенуа ди Стетто в России отыскать не удалось. Из статьи в “Журналь де Женев” (1930) удалось узнать, что Бенуа ди Стетто родился в швейцарской семье в Санкт-Петербурге, где позднее учился в Академии живописи. Его отец был архитектором. В 1966-м в заметке, посвященной чествованию художника по случаю 70-летнего юбилея, сообщалось, что “…Александр Бенуа ди Стетто происходит из большой и известной артистической семьи, давшей столице империи художников, музыкантов, скульпторов и в особенности архитекторов, которые работали лично на царя с XVIII века, сохраняя при этом свое швейцарское гражданство (выделено мною. — А. Т.)”.

Впервые в статье упоминалось, что крестным отцом художника был Леонтий Бенуа, который, как впоследствии выяснилось, был и его дядей. В воспоминаниях А. Н. Бенуа каких-нибудь указаний на то, что в их большом семействе были и Бенуа ди Стетто, найти не удалось. Но в 1996-м на аукционе Sotheby’s в Лондоне был выставлен на продажу портрет Александра Бенуа ди Стетто, написанный в 1916 году Зинаидой Серебряковой. На лицевой стороне в левом углу была надпись “Александр Бенуа ди Стетто, рисован Зинаидой Серебряковой в России в Нескучном около Харькова в 1916 году”. Значит, все-таки был в России такой художник — Бенуа ди Стетто и имел отношение к семейству Бенуа. Что это было за отношение, выяснилось только почти десять лет спустя, когда удалось разыскать племянника А. Бенуа ди Стетто, Г. Г. Бенуа. Он написал историю швейцарской ветви семейства, где впервые был назван отец художника — еврей Зигфрид Леви. Историограф семьи пишет: “Со своей стороны я заметил, что молчание нашего отца в отношении его отца Зигфрида Леви было таким же полным, как и в отношении его матери Клэр (Клара-Алиса Бенуа. — А. Т.). Мы практически ничего не знали”. Молчал всю жизнь и Александр Бенуа ди Стетто, женившийся в Париже в 1924 году на датской еврейке, с которой он прожил всю жизнь. В трудные военные годы ее скрипка Гварнери была продана, и ее музыкальная карьера на этом закончилась. Но она начала писать картины. Два небольших натюрморта Камы Бенуа ди Стетто, находящиеся в собрании автора, говорят о ее незаурядных способностях.

Очевидно, этот брак в семействе Бенуа большого энтузиазма не вызвал, отсюда — и полное молчание по этому поводу в воспоминаниях А. Н. Бенуа. Что же касается Зигфрида Леви, то он, будучи в молодости в Швейцарии, получил швейцарское гражданство, что и позволило его сыновьям Александру и Евгению впоследствии также получить швейцарское гражданство, взяв при этом фамилию матери — Бенуа. И чтобы отличаться от своего двойного тезки, А. Н. Бенуа, Александр сам добавил к фамилии — на итальянский лад — частицу “ди”. Так произошло второе рождение художника Александра Бенуа ди Стетто.

Изучая швейцарскую линию семьи Бенуа, автор статьи обнаружил портрет брата Александра — Евгения, а также указание на то, что он хранится в художественном музее в Алма-Ате, в Казахстане (как и упоминавшийся серебряковский портрет Александра). Последнее звено в поисках поставила мать Зинаиды Серебряковой, которая из Нескучного в письме к мужу 8 июня 1916 года писала: “Дети веселы и здоровы — с хутором (имеется в виду семейство Леви. — А. Т.) видимся часто. Зинок рисует Машутку, а также братьев Леви, которые очень милые, воспитанные люди, и дети их любят”. Через месяц, 10 июля 1916-го, Е. Н. Лансере напишет мужу: “…а вообще рисует она (дочь Зина. — А. Т.) много, один сеанс за другим… Женю или Шуру Леви…”. Семейную тайну Александр Бенуа ди Стетто хранил до самой своей смерти.

Со времени первого приобретения произведения Бенуа ди Стетто в 1990 году собрание автора пополнилось еще четырьмя работами художника и двумя работами его жены Камы. Многие их произведения хранятся в других частных коллекциях Швейцарии. Но гораздо большее их количество находится сейчас в России, где родился и учился — в духе семейной традиции — на архитектурном отделении Императорской Академии художеств русско-швейцарский художник Александр Зигфридович Леви-Бенуа ди Стетто».

***

Выставка открыта до 12 декабря 2010.

Источник: mkrf.ru, rusiskusstvo.ru, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20101121_benois_di_stetto.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20101121_benois_di_stetto.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».