Русские торги Christie’s в июне
На аукцион, который состоится 8 июня в Лондоне, будут выставлены выдающиеся произведения русских мастеров и работы Фаберже из частной коллекции европейской королевской фамилии
Аукционный дом Christie’s объявляет о том, что на русские торги, которые пройдут 8 июня в Лондоне на Кинг-Стрит, будет выставлена подборка работ Фаберже, состоящая из более чем 60 лотов, которая включает в себя 45 работ из частного собрания европейской королевской фамилии. Топ-лотами секции станут двуцветные настольные часы из нефрита в золотой оправе, выполненные в мастерской Хенрика Вигстрема (эстимейт 80–120 тысяч фунтов), а также миниатюрный ковш в золотой оправе инкрустированной драгоценными камнями, доставленный к императорскому двору 21 мая 1909 года и приобретенный Николаем II в качестве подарка (эстимейт 8–12 тысяч фунтов).
Секцию живописи возглавляет полотно Михаила Клодта «Скотный двор на берегу реки», написанное в 1858 году. Это шедевр кисти одного из величайших русских пейзажистов (эстимейт 700–900 тысяч фунтов). Скорее всего, сам художник был настолько уверен в том, что данное произведение наиболее адекватно отражает степень глубины его таланта, что выбрал его в качестве дипломной работы во время окончания Академии художеств Санкт-Петербурга. За картину Клодт получил большую золотую медаль и право на трехлетнюю пенсионерскую поездку, во время которой художник жил и работал во Франции, Германии и Швейцарии.
Картина Бориса Григорьева «Русский мужчина» была написана в 1920 году во время пребывания художника в Берлине (эстимейт 400–600 тысяч фунтов). Данное полотно является частью широко известной серии работ Григорьева под названием «Лики России». Работы из этой серии представлены в музейных собраниях по всему миру — в Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Русском музее, Художественном музее Филадельфии и Пражской национальной галерее.
Полотно Зинаиды Серебряковой «Лежащая обнаженная», выполненное в 1930 году (эстимейт 400–600 тысяч фунтов), является превосходным образцом чувственных изображений обнаженных женщин. Предполагалось, что моделью для данной работы была Мария Евреинова, друг семьи, которая часто позировала художнице. Композиционное решение произведения таково, что зритель как бы находится у ног модели; лицо модели отражает умиротворение и одновременно игривость. В работе четко прослеживается влияние мастеров итальянского Возрождения, для которых первостепенную роль играла красота форм, в то время как тщательно прорисованные складки тканей напоминают о классической скульптуре.
Аристократический провенанс отличает полотно Алексея Харламова (1840–1925) «Портрет детей Павла Павловича Демидова, князя Сан-Донато» (эстимейт 80–120 тысяч фунтов). Портреты Павла Павловича Демидова, второго князя Сан-Донато (1839–1885) и его четырех детей от брака с Еленой Петровной Трубецкой (1853–1917) были закончены художником за некоторое время до открытия выставки передвижников 1884–1885 годов, частью которой они впоследствии и стали. Потом оба полотна считались утерянными, а единственным документальным подтверждением их существования являлась запись в альманахе Булгакова «Наши художники на академических выставках последнего 25-летия» за 1890 год. На сегодняшний день местонахождение портрета Павла Павловича до сих пор остается неизвестным, в то время как находка второй картины — это выдающееся событие. От второго брака Павла Павловича с княжной Еленой Трубецкой родилось пятеро детей, четверо из которых — Аврора (1873–1904), Анатолий (1874–1943), Мария (1876–1955) и Павел (1879–1909) изображены на этом выдающемся портрете.
Еще одной жемчужиной предстоящих русских торгов станет картина Николая Калмакова (1873–1955) «Афродита с Эросом и Антеросом» (эстимейт 200–300 тысяч фунтов). Николай Калмаков родился на итальянской Ривьере в семье русского генерала. Существенное влияние на творчество художника оказали сказки братьев Гримм и произведения Эрнста Теодора Амадея Гофмана, которые еще в детстве ему пересказывала гувернантка. На данном полотне Афродита изображена в окружении двух своих сыновей — Эроса и Антероса. Калмаков изображает Афродиту Уранию, рожденную из морской пены после того, как Кронос оскопил Урана. Спокойное выражение лица богини на картине Калмакова напоминает выражения лиц моделей Альфонса Мухи. Устрашающе закручивающиеся щупальца, возможно, являются отсылкой к особенностям происхождения Афродиты, что, в свою очередь, является превосходным примером того, как Калмаков в свойственной ему мрачной манере интерпретирует греческую мифологию.
Обширная секция работ Фаберже будет включать в себя редкую настольную лампу из бовенита и серебра в форме дракона, выполненную в мастерской Юлиуса Раппопорта (эстимейт 80–120 тысяч фунтов) по заказу семьи Эммануила Нобеля* около 1899–1904 годов. Необычная форма лампы несет на себе отпечаток довольно сильного влияния японского искусства. Известно, что личная коллекция нэцке Карла Фаберже служила источником вдохновения для мастеров его фирмы при создании фигурок животных, вместе с тем свою роль в формировании стиля Фаберже сыграли и произведения японского декоративно-прикладного искусства эпохи Мэйдзи (1868–1912). Форма выставляемой на торги лампы, в частности, является абсолютной копией бронзовых скульптур в форме дракона, созданных в эпоху Мэйдзи и активно экспортировавшихся во второй половине XIX века.
Среди других топ-лотов следует отметить настольные часы в форме сердца (мастерская Михаила Перхина, эстимейт 80–120 тысяч фунтов), табакерку, украшенную эмалью «гильоше» и золотой монетой с изображением Екатерины II (эстимейт 80–120 тысяч фунтов), а также необычную фигурку индейки (мастерская Хенрика Вигстрема, эстимейт 60–80 тысяч фунтов), аналог которой входит в Королевскую коллекцию Великобритании.
В разделе декоративно-прикладного искусства на торги также будут выставлены две редкие работы княгини Марии Тенишевой, известного русского мецената и коллекционера, одновременно являвшейся основательницей художественно-промышленных мастерских в собственном имении Талашкино. Оба лота представляют собой бронзовые шкатулки украшенные эмалью, одна из них выполнена в форме голубя, а вторая в форме рыбы (эстимейт каждой 100–120 тысяч фунтов). Обе работы, наряду с другими пятью шкатулками в форме животных, были созданы в 1908 году и участвовали в парижском и пражском салонах 1909 года. Радушно принятые публикой, они нашли отклик и в статье Николая Константиновича Рериха «Заклятое зверье (эмали кн. М. К. Тенишевой)», в которой художник неоднократно хвалил ее творчество.
Источник: пресс-релиз Christie’s
* Эммануил Людвигович Нобель (1859–1932) — представитель одной из знатнейших российских династий нефтепромышленников также был одним из частых клиентов Фаберже. До революции Эммануил Людвигович возглавлял предприятия семьи Нобелей в России, которые добывали до трети всей нефти на территории России.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20100517_christies_june_russian_sales.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20100517_christies_june_russian_sales.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.