Исследование связующего — это не миф
ARTinvestment.RU   24 марта 2022

В условиях развивающегося арт-рынка и с возникновением новых технологий фальсификаторы уже нашли способы правильно подбирать пигменты и имитировать старение материалов, но подделать старение связующего — невозможно

Экспертиза произведений живописи, как комплексное исследование, не обходится без технико-технологических методов. Наиболее основательным является химический анализ красочного слоя. При этом исследование состава связующего представляется даже более важным, чем анализ пигментов. Дело в том, что в условиях развивающегося арт-рынка и с возникновением новых технологий фальсификаторы уже нашли способы правильно подбирать пигменты и имитировать старение материалов, но подделать старение связующего — невозможно. К сожалению, многие коллекционеры и некоторые опытные эксперты не до конца понимают принцип исследования связующего, его научную основу и важность для экспертизы.

Нужно помнить, что краска (масляная, темперная и проч.) — это соединение пигмента (цветного порошка) и связующего вещества, необходимого как для связки самих цветных частиц, так и для сцепления их с поверхностью (холст, доска и др.). Так, технику и тип краски определяет именно связующее.

Элементы краски — пигмент и связующее — имеют разные химические свойства. Особенность пигмента в том, что он не стареет и не изменяется со временем. По сути, краплак или ультрамарин XVIII века те же, что и сегодня. Определить датировку живописи по пигментам можно, только ориентируясь на известные даты начала их производства и применения. Но не всегда встречается достаточный набор датирующих пигментов. Например, охры, зеленая земля, киноварь использовались с древнейших времен по сей день, и делать выводы, основываясь на этих пигментах, достаточно сложно. В этом случае, уточнить датировку красочного слоя позволяет именно исследование связующего вещества, которое также имеет свои даты применения.

На первом этапе исследования определяется тип связующего. Далее различными методами (в зависимости от техники) получают данные о степени его окисленности (концентрации и соотношении жирных кислот), чтопозволяет установить приблизительный возраст красочного слоя. Анализ связующего позволяет обнаружить различные примеси (натуральные или синтетические) и современные технологические модификации, которые зачастую позволяют выявить фальсификации.

Для экспертизы живописи анализ состава связующего является основополагающим. Приведем пример из практики. На экспертизу в ЦХЭ им. И. Е. Репина поступил пейзаж с подписью «И. Левитанъ».

При первичном исследовании состава пигментов методом РФА (рентгенофлуоресцентный анализ, выявляющий неорганические элементы в составе красочного слоя) не было обнаружено противоречий с теми, что использовались художником. Тем не менее стилистические особенности пейзажа оставляли сомнения у специалистов Центра, и было решено провести полноценное химическое исследование в лаборатории Московского музея современного искусства. Действительно, в элементном составе пигментов технологи обнаружили моноазопигмент на основе β-нафтола, который применялся с 1907 года. Анализ состава связующего показал высокую концентрацию в нем олеиновой кислоты, что характерно для середины ХХ века. Оба параметра противоречат датам жизни и творчества Левитана, и только благодаря полному анализу связующего и пигментов удалось отнести исследуемый пейзаж ко второй половине XX века и опознать в нем позднюю фальсификацию.

Такие результаты не редкость. И только анализ связующего смог дать наиболее точный результат и выявить подделку.

Исследование связующего красочного слоя художественных произведений — это рабочий научный метод, а не миф.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/misc/20220324_binder.html
https://artinvestment.ru/en/invest/misc/20220324_binder.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 02.05.2022 Анастасия Глебова: «Я отвечаю за красоту» Анастасия Глебова — сценограф, живописец, режиссер, главный художник Театра Российской Армии. Она работает со многими постановщиками, экспонируется, учится, познает новое, меняется и хранит традиции
  • 25.04.2022 Открыт 113-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Сергея Бордачёва, Галины Быстрицкой, Дмитрия Воронина, Алексея Гинтовта, Димы Горячкина, Дениса Егельского, Николая Жатова, Натальи Захаровой, Игоря Кислицына, Бориса Марковникова, Владимира Мартиросова, Андрея Медведева, Pata (Пааты Мерабишвили)
  • 18.04.2022 Открыт 112-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Рубена Апресяна, Алексея Барвенко, Андрея Бисти, Тимофея Бычкова, Анатолия Горяинова, Владимира Грига, Дубосарского и Виноградова, Германа Егошина, Александра Захарова, Евгения Зевина, Игоря Кислицына, Александра Савко, Елены Щепетовой
  • 11.04.2022 Открыт 111-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Ивана Акимова, Анелии Алиповой, Нисо Атахановой, Константина Батынкова, Инны Бельтюковой, Марины Венедиктовой, Михаила Дронова, Юлии Картошкиной, Александра Кацалапа, Андрея Орлова, Андрея (Дюди) Сарабьянова, Игоря Снегура, Елены Фокиной
  • 04.04.2022 Открыт 110-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Дмитрия Воронина, Сергея Кривцова, Александра Курилова, Сергея Максютина, Бориса Марковникова, Андрея Марца, Андрея Медведева, Pata (Пааты Мерабишвили), Валерия Мишина, Андрея Мунца, Анатолия Пурлика, Леонида Ракова, Натальи Турновой
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх