Рынок русского искусства за рубежом. Итоги 1 полугодия 2025
ARTinvestment.RU анализирует цифры и факты продаж русского искусства на зарубежных аукционах и делает выводы
С 2024 года ARTinvestment.RU подводит итоги аукционного сезона в максимально реальном времени — ежеквартально, на основе собственных баз данных (на которые рекомендуем подписаться, чтобы получать обновления еще чаще — буквально ежедневно). Перед вами анализ первых шести месяцев 2025 года, включая сравнение первых двух кварталов. И касается он оборота русского искусства на западных аукционах.
Напомним, что в оборот русского искусства мы включаем результаты аукционных сделок с произведениями всех художников орбиты русского искусства, которые родились или долгое время жили и работали на территории Российской Империи / СССР / России, включая Марка Ротко, Хаима Сутина, Марка Шагала и Василия Кандинского.
Основные цифры выглядят следующим образом:
Начнем с главной цифры — совокупного объема продаж русского искусства на зарубежных аукционах. В первом полугодии 2025 года он составил $124 млн, что на внушительные 53 % выше результатов аналогичного периода 2024 года ($81,1 млн). Увеличение объясняется как ростом средней стоимости проданных лотов (+53 %, до $89 073), так и небольшим расширением ассортимента лотов, выставленных на торги (+9 %).
Однако рост оказался неравномерным: на фоне увеличения выручки снизилось количество проданных лотов — на 0,3 %, до 1 392 штук. Это говорит о том, что рынок продолжил концентрироваться в верхнем ценовом сегменте — продается чуть меньше работ, но существенно дороже. При этом превышение среднего суммарного эстимейта составило 66,2 % — на четыре пункта выше уровня 2024 года. Другими словами, покупатели стали чаще соглашаться платить суммы выше прогнозируемых оценок, особенно за качественные и редкие произведения.
Существенным изменением стало и уменьшение числа аукционных домов, участвовавших в торгах, — со 244 до 200 (–18 %). Зато география рынка расширилась: число стран-продавцов выросло с 14 до 17 (+21 %). Сократилось количество художников, участвовавших в торгах (–12 %), и число авторов, чьи работы оказались проданы (–13 %). Доля же авторов, работы которых нашли покупателей, практически не изменилась и осталась на уровне около 61 %.
В сумме эти цифры показывают, что рынок русского искусства на зарубежных аукционах оставался под влиянием общемировой тенденции «стремления к качеству при известной осторожности». Покупатели становятся более избирательными, но готовы серьезно платить за востребованные имена и уникальные лоты.
Для понимания других значений в таблице создадим еще две — сравнив показатели 1 и 2 кварталов 2025 года.
Первое, что бросается в глаза, — это резкий рост объема продаж во II квартале 2025 года. Если результат I квартала составил $27,8 млн, то в II квартале — достиг суммы $96,2 млн (+246 %). Такая динамика объясняется не только сезонными факторами (традиционно самые активные торги проходят весной), но и выходом на рынок нескольких крупных лотов, обеспечивших значительные поступления в выручку.
Однако рост объема продаж не сопровождался пропорциональным ростом всех показателей рынка. Количество аукционных домов, например, во II квартале сократилось на 20 % (со 143 до 114). Это сигнал к тому, что рынок становится все более концентрированным вокруг крупнейших игроков, способных предложить топ-лоты и привлекать серьезных покупателей. При этом рынок существенно расширил географию: число стран-продавцов увеличилось с 8 до 14 (+75 %). Этот рекорд (по сравнению с предыдущими периодами, начиная с 2022 года) сигнализирует, что интерес к продажам русского искусства становится в мире все более обширным, несмотря на санкционный фон и геополитические риски.
Превышение среднего суммарного эстимейта снизилось почти вдвое — с 91,7 % в I квартале до 48,1 % во II квартале. Такой контраст говорит о том, что крупные сделки происходили без ярко выраженных «битв ставок»: покупатели действовали более осмотрительно и ориентировались на реалистичные ценовые ориентиры. Количество участвовавших лотов выросло на 21 %, до 1 364 единиц, а число проданных лотов — на 36 %, до 798 штук. Доля проданных лотов выросла с 52,1 % до 58,5 %, что говорит о нормализации баланса между предложением и спросом.
В целом, II квартал 2025 года показал впечатляющий рост выручки при менее ажиотажной атмосфере торгов. Рынок уверенно движется в сторону высоких цен и сосредотачивается вокруг меньшего числа аукционных домов и топовых лотов, сохраняя при этом широкую географию продаж.
Сравнивая топ-20 результатов русского искусства в I и II кварталах 2025 года, мы отчетливо видим, что основной рывок полугодия пришелся именно на второй квартал. Из двадцати крупнейших продаж полугодия семнадцать лотов были реализованы во II квартале, тогда как лишь три лота — в первом. Причем именно во II квартале произошли рекордные сделки, в первую очередь — продажа работы Марка Ротко No. 4 (Two Dominants) [Orange, Plum, Black] на Christie’s за $37,8 млн, при превышении эстимейта на впечатляющие 656 %. Для сравнения, самая дорогая сделка I квартала — портрет Тамары де Лемпицки, проданный за $8,6 млн, с крайне скромным превышением эстимейта, всего на 2 %.
Эта картина подтверждает тезис о смещении рынка во II квартале в сегмент высоких цен. Средняя стоимость лотов топ-20 также существенно выросла именно во втором квартале, отразив общую тенденцию к концентрации оборота вокруг крупных продаж. Даже те работы, которые не показали значительных превышений эстимейта или ушли слегка ниже оценок аукционных домов, все равно продавались за внушительные суммы; что обеспечило львиную долю выручки полугодия.
Если взглянуть на рынок русского искусства через призму капитализации — то есть суммы всех продаж работ одного автора за полугодие — безоговорочным лидером первой половины 2025 года стал Марк Ротко. Его результаты подчеркивают одну из главных тенденций нынешнего рынка: один крупный автор или один мега-лот способен кардинально изменить всю статистику полугодия.
На втором месте традиционно оказался Марк Шагал — абсолютный лидер по числу продаж (236 работ), но с куда меньшей средней ценой за лот — $140 тыс. (для того чтобы сравниться с Ротко по объему капитализации, Шагалу пришлось продать в 59 раз больше лотов). Тем не менее совокупный результат Шагала — $33,1 млн — впечатляет и подтверждает устойчивый спрос рынка на его произведения.
На третьем месте расположился Василий Кандинский с выручкой $9,3 млн при средней цене лота в $517 тыс. Кандинский продолжает сохранять статус одного из наиболее дорогих авторов русского искусства, несмотря на относительно скромное количество проданных работ (18 штук).
Совокупная капитализация топ-10 художников в первом полугодии 2025 года достигла уровня $112,5 млн, что составляет почти 91 % от всего объема продаж русского искусства за рубежом в этот период. Это вновь подчеркивает, насколько рынок сосредоточен вокруг небольшого круга имен и подтверждает тренд на поляризацию рынка: массовый сегмент сохраняет своих покупателей, но все больше уступает в объемах продаж сегменту верхнему — который становится все более дорогим.
Если рассматривать рынок русского искусства с точки зрения массовости продаж, то абсолютным лидером здесь остается Марк Шагал. В первом полугодии 2025 года было продано 236 его работ на общую сумму более $33,1 млн. Второе место по числу продаж занял Александр Бенуа: 79 проданных работ, однако его результаты по выручке куда скромнее — всего $188,2 тыс., при средней цене лота около $2 382. Такой разрыв в стоимости указывает на массовый характер рынка Бенуа, где основная доля сделок приходится на доступную графику, востребованную у частных коллекционеров.
Несмотря на относительно скромное количество проданных работ (18 штук), Василий Кандинский показал весьма высокую среднюю стоимость лота — $517 282. Таким образом, Кандинский остается в числе авторов, чьи работы, даже в небольших объемах, способны существенно влиять на общую капитализацию рынка.
В целом, топ-10 по количеству продаж наглядно демонстрирует глубокую сегментацию рынка русского искусства: Шагал лидирует в обеих таблицах (по суммам и по количеству), но уже со второго места разрыв между количеством и стоимостью лотов становится поистине колоссальным.
Анализ структуры продаж русского искусства по аукционным домам в I полугодии 2025 года показывает, что рынок продолжает жестко концентрироваться вокруг двух гигантов — Christie’s и Sotheby’s. Причем средняя стоимость проданных лотов у Christie’s оказалась рекордной — $665,7 тыс., в то время как у Sotheby’s — в три с половиной раза меньше ($185,4 тыс.). Это подтверждает ключевую роль Christie’s в сегменте супердорогих продаж в 2025 году, где формируются основные рекорды рынка.
В топ-10 этого полугодия неожиданно попал Strauss & Co из Южной Африки, благодаря всего лишь одной продаже, но сразу на $1,49 млн, что обеспечило ему впечатляющую среднюю цену за лот. А вот французские аукционные дома, занимающие сразу четыре позиции в топ-10, работают преимущественно в самом нижнем ценовом сегменте. Впрочем, это — классическая ситуация для французского рынка, где доминируют мелкая графика и доступные работы, привлекательные для широкой публики.
В целом, первая десятка аукционных домов в I полугодии 2025 года контролировала почти 100 % рынка продаж русского искусства за рубежом, а разрыв между «элитой» и «всеми остальными» игроками стал еще более ощутимым. Таким образом, рынок продолжает движение к сверхконцентрации капитала и лотов в руках узкого круга крупнейших аукционных домов.
Безусловным лидером остаются США, где было продано 396 работ на сумму почти $79,6 млн — 64,2 % всего зарубежного оборота русского искусства. Причем средняя стоимость лота в США достигла внушительных $201 тыс., что еще раз подчеркивает роль американского рынка как главной арены для топовых сделок и продажи самых дорогих работ.
На втором месте — Великобритания с выручкой $19,8 млн и средней ценой лота в $167,5 тыс. Франция, напротив, возглавила рейтинг по количеству проданных работ — 742 лота, что составляет внушительные 52,9 % всех зарубежных продаж по числу лотов. Однако в денежном выражении ее доля скромнее — всего 11,8 % рынка, при средней стоимости лота всего $19,7 тыс. Неожиданным сюрпризом стала сделка в Южной Африке, которая обеспечила $1,49 млн при продаже всего одной работы — самый яркий пример того, как один лот способен внести страну (и аукционный дом заодно) в топ-10.
В десятку также вошли Германия, Монако, Саудовская Аравия, Швеция и Италия, каждая с долями менее 1–2 % как по количеству проданных лотов, так и по выручке. Эти страны формируют нишевую периферию рынка, где проводятся либо единичные крупные сделки, либо торгуется доступная графика и прикладное искусство.
«Движение вверх — но не для всех» — такой заголовок подошел бы нашему обзору рынка русского искусства на зарубежных аукционах в первые шесть месяцев нового сезона. Первое полугодие 2025 года завершилось на позитивной ноте,однако этот рост обеспечили прежде всего единичные громкие сделки; в то время как массовый рынок продолжает сжиматься в объемах и числе продаж. Другими словами, цифры растут больше вверх, чем вширь; структура самого арт-рынка все более поляризуется между премиальным сегментом и массовыми продажами в нижнем ценовом диапазоне.
И все же русское искусство за границей живет, торгуется и даже бьет рекорды — несмотря на все геополитические и экономические вихри. На фоне общемирового арт-рынка, который в первом полугодии 2025 показал снижение объемов продаж на 6,2 %, «наши» цифры выглядят более чем убедительно; при этом цифры эти не отдельно стоящие — а находятся внутри международного контекста и спроса. Другой вопрос, о чем бы мы сейчас рассуждали, не имея в колоде Ротко и Шагала?
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20250708_RusSales_World.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20250708_RusSales_World.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.










