Art Investment

Женщины-художницы в I полугодии 2024 года в РФ и за рубежом

ARTinvestment.RU анализирует продажи русского искусства авторства женщин-художниц на российских и зарубежных аукционах

Мир активно лихорадит, и следом за ним — арт-рынок. После неудавшегося покушения на Дональда Трампа служба безопасности кандидата в Президенты США уволила из личной охраны политика всех женщин, ранее получивших работу по принципам «гендерного равенства». Спустя несколько дней гром грянул в среде глобальных корпораций: Microsoft упразднил отдел DEI (Diversity, Equity, Inclusion; с англ. — разнообразие, справедливость и инклюзивность), как «не оправдавший возложенных ожиданий». Ожидания касались равномерного (т. е. без учета профессиональных качеств) распределения во всех эшелонах компании сотрудников различной гендерной и расовой принадлежности. В первую очередь, к сожалению, снова пострадали женщины.

Словом, «культура отмены» — западное нововведение последних лет, призванное бороться с остатками здравомыслия, — сегодня обратилась против своих создателей. В кулуарах арт-рынка пошли слухи, что с возможным возращением Трампа к власти в музеях снова начнут перевешивать картины, возвращая европейских мастеров на приглянувшиеся этническим художникам места, а также восстановят исторический гендерный баланс в галереях, сократив количество плохо продающихся художниц на долгосрочных контрактах. Редакция AI решила не ждать результатов американских выборов и предложить читателю сравнить показатели продаж русских женщин-художниц на зарубежных и внутренних аукционах, ответив на вопрос: где в первой половине 2024 года больше поддерживали искусство, созданное прекрасной половиной человечества?

Начнем с общих данных.

Таблицы 1–2. Основные показатели продаж русских женщин-художниц на российских и зарубежных аукционах в I полугодии 2024 года

Российские аукционы
Показатель Все художники Женщины-художницы
Результат Доля в общем результате, %
Количество аукционных домов, шт. 7 7 100,0
Количество авторов всего, чел. 1 698 226 13,3
Количество авторов проданных работ, чел. 793 102 12,9
% 46,7 45,1
Объем продаж, $ млн 13,55 0,26 1,9
Количество участвовавших лотов, шт. 4 164 578 13,9
Количество проданных лотов, шт. 1 714 180 10,5
% 41,2 31,1
Средняя стоимость проданных лотов, $ тыс. 7,9 1,5 18,5

 

Зарубежные аукционы
Показатель Все художники Женщины-художницы
Результат Доля в общем результате, %
Количество аукционных домов, шт. 244 26 10,7
Количество авторов всего, чел. 754 46 6,1
Количество авторов проданных работ, чел. 463 23 5,0
% 61,4 50,0
Объем продаж, $ млн 81,11 1,76 2,2
Количество участвовавших лотов, шт. 2 365 107 4,5
Количество проданных лотов, шт. 1 396 48 3,4
% 59,0 44,9
Средняя стоимость проданных лотов, $ тыс. 58,1 36,8 63,3

Первым делом отметим очевидное и приятное глазу: все российские аукционные дома имели успешные сделки с работами, созданными женщинами. «А как по-другому?» — спросите вы. Вместо ответа мы покажем статистику зарубежных аукционов: за границей работы русских художниц выставляли лишь 10,7 % продавцов. Дискриминация? Не совсем: оставшиеся аукционные дома в принципе имели небольшое количество лотов русского происхождения (до 10 шт.), а при столь скудном наборе работ не до гендерного равноправия.

Однако и далее внутренние аукционы РФ по многим показателям доминируют в «женском» вопросе. Процент женщин-художниц от общего числа выставленных авторов вдвое превышает международный, а процент проданных авторов — почти втрое. Что касается проданных лотов авторства женщин-художниц, то этот показатель превышает западный аналог более чем в три раза. Кратко суммируя сказанное: в России художницы относительно авторов-мужчин и более охотно принимаются на аукционы, и куда более активно продаются.

В чем мы уступаем зарубежному рынку — так это в объемах продаж и средней стоимости «женских» лотов. 1,9 % от общей выручки российских аукционных домов — это унизительный показатель на фоне международных продаж женщин-художниц (всех национальностей), составивших в 2023 году 11 % от общего объема продаж арт-рынка. Правда, на тех же зарубежных торгах с русскими женщинами-художницами обошлись не лучше: всего 2,2 % оборота в последнем полугодии. В этом заочном противостоянии мы идем с Западом на равных; но останавливаться неправильно: «своих» (международных) там ценят куда больше, чем «наших» (русских) у нас.

Таблицы 3–4. Топ-10 продаж русских женщин-художниц на российских и зарубежных аукционах в I полугодии 2024 года

Российские аукционы
Автор Название работы Аукционный дом (все — Москва) Цена продажи по молотку, $ тыс.
1 Софронова, Антонина Фёдоровна Портрет Имы Сумак AI Аукцион 14,4
2 Маврина, Татьяна Алексеевна По мотивам работы А. Матисса «Корзина апельсинов» (1912) AI Аукцион 8,0
3 Маврина, Татьяна Алексеевна Павловская слобода AI Аукцион 8,0
4 Маврина, Татьяна Алексеевна Городской пейзаж AI Аукцион 8,0
5 Маврина, Татьяна Алексеевна Ню. Обнаженная с тазиком в бане | Натюрморт с букетом и чайником (Двусторонняя работа) AI Аукцион 8,0
6 Маврина, Татьяна Алексеевна Портрет дамы в шляпе AI Аукцион 7,2
7 Маврина, Татьяна Алексеевна Натюрморт | Обнаженная, лежащая на кровати (Двусторонняя работа) AI Аукцион 6,8
8 Мухина, Вера Игнатьевна Меркуцио (Артист С.Г. Корень в роли Меркуцио в балете С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта») AI Аукцион 6,8
9 Янсон-Манизер, Елена Александровна Балерина В. Г. Каминская в балете «Партизанские дни» Совком 6,8
10 Разумовская, Юлия Васильевна Натюрморт с яблоками Совком 6,5

 

Зарубежные аукционы
Автор Название работы Аукционный дом, город Цена продажи по молотку, $ тыс.
1 Лемпицка, Тамара де Paysage de nuit Sotheby's, Лондон 881,9
2 Лемпицка, Тамара де Femme de profil vêtue d`un châle Christie's, Нью-Йорк 327,6
3 Лемпицка, Тамара де Le Turban rose Sotheby's, Лондон 192,4
4 Рохлина, Вера Николаевна Odalisque Sotheby's, Лондон 128,3
5 Васильева, Мария Ивановна Bathing Osenat, Версаль 69,2
6 Пагава, Вера Femmes au bain | Nu allongé (double-sided work) Millon & Associes, Париж 60,4
7 Рохлина, Вера Николаевна Young Woman with a Fan MacDougall's, Лондон 25,4
8 Бенуа, Надежда Леонтьевна Portrait of Peter Ustinov, age 9 months Millon & Associes, Париж 8,8
9 Лемпицка, Тамара де Deux têtes de putti Christie's, Париж 6,6
10 Лемпицка, Тамара де Tête penchée Christie's, Париж 5,5

В топ-10 лотов на внутрироссийских и зарубежных аукционах мы не находим ни одного пересечения имен. Что, впрочем, неудивительно: у нас нет Лемпицкой с американской музейной историей, у них — Мавриной с безупречным провенансом. Вскользь обратим внимание, что в «международной» части таблицы продажи начиная с 8-го места уже равнозначны по ценам с российскими. Впрочем ликование от того, что чьи-то неудачи равноценны твоим успехам,— удел проигравших. Работаем дальше; тем более что средние цены на работы женщин-художниц на аукционах РФ неуклонно растут последние 3 сезона.

Таблицы 5–6. Топ-10 русских женщин-художниц по капитализации на российских и зарубежных аукционах в I полугодии 2024 года

Российские аукционы
Художник Суммарная стоимость проданных работ по молотку, $ тыс. Количество проданных работ, шт. Средняя стоимость проданных работ, $ тыс.
1 Маврина, Татьяна Алексеевна 83,9 18 4,7
2 Софронова, Антонина Фёдоровна 14,7 2 7,3
3 Кропивницкая, Валентина Евгеньевна 10,8 2 5,4
4 Разумовская, Юлия Васильевна 8,8 2 4,4
5 Захарова, Наталья Гурьевна 7,2 2 3,6
6 Венедиктова, Марина Константиновна 7,2 4 1,8
7 Ромодановская, Антонина Алексеевна 6,9 8 0,9
8 Мухина, Вера Игнатьевна 6,8 1 6,8
9 Янсон-Манизер, Елена Александровна 6,8 1 6,8
10 Данько, Наталья Яковлевна 6,6 5 1,3

 

Зарубежные аукционы
Художник Суммарная стоимость проданных работ по молотку, $ тыс. Количество проданных работ, шт. Средняя стоимость проданных работ, $ тыс.
1 Лемпицка, Тамара де 1 430,5 9 158,9
2 Рохлина, Вера Николаевна 154,7 3 51,56
3 Васильева, Мария Ивановна 71,8 2 35,9
4 Пагава, Вера 70,2 6 11,7
5 Бенуа, Надежда Леонтьевна 12,2 3 4,1
6 Лагорио, Мария Александровна 5,1 1 5,1
7 Клестова, Ирина Борисовна 4,1 3 1,4
8 Кропивницкая, Валентина Евгеньевна 3,9 1 3,9
9 Попова, Елена 3,7 2 1,8
10 Стравинская, Вера Артуровна 1,2 2 0,6

Интересно сравнить капитализацию ведущих художниц. Если исключить явных фаворитов, то за рубежом у «чуть менее известных» художниц в среднем покупали по две работы, у нас — по три. Казалось бы, разница всего в одну работу — но одновременно это увеличение показателя в полтора раза. Присовокупив к этой цифре данные из самой первой таблицы, отметим: на зарубежных аукционах больше фокусируются на громких и признанных именах, в том время как у женщин-художниц в РФ больше шансов быть приобретенными вне зависимости от статуса. Насколько больше? Как минимум в полтора раза!

Таблицы 7–8. Топ-10 российских и зарубежных аукционных домов, участвовавших в продажах работ русских женщин-художниц в I полугодии 2024 года

Российские аукционы
Аукционный дом (все — Москва) Суммарная стоимость проданных работ по молотку, $ тыс. Количество проданных работ, шт. Средняя стоимость проданных работ, $ тыс.
1 AI Аукцион  184,9 61 3,0
2 Совком 53,8 32 1,7
3 Русская эмаль 8,9 21 0,4
4 Аукционный дом номер один 5,9 7 0,9
5 Дом антикварной книги «В Никитском» 4,9 28 0,2
6 Аукционный дом Егоровых 3,8 30 0,1
7 Artsale 1,4 1 1,4

 

Зарубежные аукционы
Аукционный дом Суммарная стоимость проданных работ по молотку, $ тыс. Количество проданных работ, шт. Средняя стоимость проданных работ, $ тыс.
1 Sotheby's 1 202,7 3 400,9
2 Christie's 359,8 9 39,9
3 Millon & Associes 79,1 13 6,1
4 Osenat 69,9 3 23,3
5 MacDougall's 33,9 4 8,5
6 Bonhams 8,3 3 2,8
7 Rossini 4,3 3 1,4
8 Doyle 3,5 2 1,7
9 Kotler Galleries & Auctioneers 1,2 2 0,6
10 Shapiro Auctions 0,5 2 0,2

На нашем рынке топ-10 за неимением фигурантов превратился в топ-7, однако на общую картину это не влияет: лидер внутренних продаж (аукцион AI) в последнем полугодии продавал работы женщин-художниц и чаще, и дороже остальных отечественных аукционных домов, а его западный аналог (Sotheby’s) — только дороже коллег по рынку, но эпизодически. При этом из трех проданных лотов на Sotheby’s (против 61 на AI) два — работы Тамары де Лемпицкой и один — Веры Рохлиной. Словом, даже в именах Запад не показал воспеваемого арт-разнообразия.

Редакция AI отдает себе отчет в том, что по результатам шести месяцев 2024 года полноценное сравнение показателей «женского» искусства на двух полюсах арт-рынка (и тем более — фиксация тектонических сдвигов) может привести к поспешным выводам. Однако с начала нового аукционного сезона мы неоднократно отмечаем «потепление» интереса к русскому искусству в зарубежном пространстве — и одновременно охлаждение к женщинам-художницам в целом. Поэтому, если сравнивать — то именно сейчас. И как видим, у русских художниц в РФ появилось гораздо больше возможностей быть отмеченными, выставленными и приобретенными. Запад фокусируется на громких именах, мы — на разнообразии. Скажи такое вслух — поверят немногие. Но говорят не люди, а цифры.

Помимо пропасти в средних ценах на искусство авторства женщин-художниц, есть и другие, менее очевидные проблемы. Например, если брать международное современное искусство, то доля продаж женщин-художниц (напомним, 11 % арт-рынка в целом) разительно меняется: авторы, родившиеся после 1975 года, в минувшем сезоне принесли 44 %, а родившиеся после 1985-го — 63 % выручки аукционных домов. Возможно, по этому показателю Россия и не отстает, да кто ж проверит: основной аукцион, специализирующийся на современном искусстве, упорно не публикует результаты продаж.

Поэтому вопрос, с которого началась статья, — где русских художниц ценят больше? — остается открытым; на него не ответить, призвав одну лишь статистику. Шансов для развития (от грантов до кураторских аукционов) женщинам мы даем больше, покупаем чаще — пусть пока и недорого. Тем временем на первичном рынке — в галерейно-ярмарочной среде — ежегодно появляется много новых женских имен, не только профессионально подкованных, но и знакомых с правилами развития художественной карьеры, «этикетом» навигации на арт-рынке.

Но при попадании на рынок вторичный — аукционный — авторы и созданные ими предметы современного искусства могут легко попасть в информационно-статистический вакуум, сводящий на нет их старания и нашу несомненную любовь к прекрасному полу. Возможно, за современное искусство возьмутся те из российских аукционных домов, которые привыкли к максимальной ценовой активности? Коллекционеры возражать не будут.

В противном случае наш путь — продажа скелетов динозавров, как это успешно делают Sotheby’s и Christie’s в последние годы. Тогда вопросы половой принадлежности, как и современности искусства в целом, отменяются сами собой: ни тираннозавр Стэн ($31,8 млн), ни стегозавр Апекс ($44,6 млн) о своей идентичности специалистам ничего не сказали.

Впрочем до динозавров вряд ли дойдет. Молодые авторы — наше будущее — уже сейчас активно себя продвигают. А новые поколения коллекционеров активно ими интересуются. И загнать участников этого встречного движения в информационный тупик, тем более в эпоху всеобщей цифровизации, не получится. Рынок справится, как справлялся уже со многими вызовами, куда более серьезными. Но если и художники, и коллекционеры почувствуют, что от действий посредников — продавцов искусства — исходит больше вреда, чем пользы, то найдут способ обойтись без них. Не сомневайтесь!


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20240726_WomenSales.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20240726_WomenSales.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».