Женщины-художницы в I полугодии 2024 года в РФ и за рубежом
ARTinvestment.RU анализирует продажи русского искусства авторства женщин-художниц на российских и зарубежных аукционах
Мир активно лихорадит, и следом за ним — арт-рынок. После неудавшегося покушения на Дональда Трампа служба безопасности кандидата в Президенты США уволила из личной охраны политика всех женщин, ранее получивших работу по принципам «гендерного равенства». Спустя несколько дней гром грянул в среде глобальных корпораций: Microsoft упразднил отдел DEI (Diversity, Equity, Inclusion; с англ. — разнообразие, справедливость и инклюзивность), как «не оправдавший возложенных ожиданий». Ожидания касались равномерного (т. е. без учета профессиональных качеств) распределения во всех эшелонах компании сотрудников различной гендерной и расовой принадлежности. В первую очередь, к сожалению, снова пострадали женщины.
Словом, «культура отмены» — западное нововведение последних лет, призванное бороться с остатками здравомыслия, — сегодня обратилась против своих создателей. В кулуарах арт-рынка пошли слухи, что с возможным возращением Трампа к власти в музеях снова начнут перевешивать картины, возвращая европейских мастеров на приглянувшиеся этническим художникам места, а также восстановят исторический гендерный баланс в галереях, сократив количество плохо продающихся художниц на долгосрочных контрактах. Редакция AI решила не ждать результатов американских выборов и предложить читателю сравнить показатели продаж русских женщин-художниц на зарубежных и внутренних аукционах, ответив на вопрос: где в первой половине 2024 года больше поддерживали искусство, созданное прекрасной половиной человечества?
Начнем с общих данных.
Таблицы 1–2. Основные показатели продаж русских женщин-художниц на российских и зарубежных аукционах в I полугодии 2024 года
Российские аукционы | |||||
Показатель | Все художники | Женщины-художницы | |||
Результат | Доля в общем результате, % | ||||
Количество аукционных домов, шт. | 7 | 7 | 100,0 | ||
Количество авторов всего, чел. | 1 698 | 226 | 13,3 | ||
Количество авторов проданных работ, | чел. | 793 | 102 | 12,9 | |
% | 46,7 | 45,1 | – | ||
Объем продаж, $ млн | 13,55 | 0,26 | 1,9 | ||
Количество участвовавших лотов, шт. | 4 164 | 578 | 13,9 | ||
Количество проданных лотов, | шт. | 1 714 | 180 | 10,5 | |
% | 41,2 | 31,1 | – | ||
Средняя стоимость проданных лотов, $ тыс. | 7,9 | 1,5 | 18,5 |
Зарубежные аукционы | |||||
Показатель | Все художники | Женщины-художницы | |||
Результат | Доля в общем результате, % | ||||
Количество аукционных домов, шт. | 244 | 26 | 10,7 | ||
Количество авторов всего, чел. | 754 | 46 | 6,1 | ||
Количество авторов проданных работ, | чел. | 463 | 23 | 5,0 | |
% | 61,4 | 50,0 | – | ||
Объем продаж, $ млн | 81,11 | 1,76 | 2,2 | ||
Количество участвовавших лотов, шт. | 2 365 | 107 | 4,5 | ||
Количество проданных лотов, | шт. | 1 396 | 48 | 3,4 | |
% | 59,0 | 44,9 | – | ||
Средняя стоимость проданных лотов, $ тыс. | 58,1 | 36,8 | 63,3 |
Первым делом отметим очевидное и приятное глазу: все российские аукционные дома имели успешные сделки с работами, созданными женщинами. «А как по-другому?» — спросите вы. Вместо ответа мы покажем статистику зарубежных аукционов: за границей работы русских художниц выставляли лишь 10,7 % продавцов. Дискриминация? Не совсем: оставшиеся аукционные дома в принципе имели небольшое количество лотов русского происхождения (до 10 шт.), а при столь скудном наборе работ не до гендерного равноправия.
Однако и далее внутренние аукционы РФ по многим показателям доминируют в «женском» вопросе. Процент женщин-художниц от общего числа выставленных авторов вдвое превышает международный, а процент проданных авторов — почти втрое. Что касается проданных лотов авторства женщин-художниц, то этот показатель превышает западный аналог более чем в три раза. Кратко суммируя сказанное: в России художницы относительно авторов-мужчин и более охотно принимаются на аукционы, и куда более активно продаются.
В чем мы уступаем зарубежному рынку — так это в объемах продаж и средней стоимости «женских» лотов. 1,9 % от общей выручки российских аукционных домов — это унизительный показатель на фоне международных продаж женщин-художниц (всех национальностей), составивших в 2023 году 11 % от общего объема продаж арт-рынка. Правда, на тех же зарубежных торгах с русскими женщинами-художницами обошлись не лучше: всего 2,2 % оборота в последнем полугодии. В этом заочном противостоянии мы идем с Западом на равных; но останавливаться неправильно: «своих» (международных) там ценят куда больше, чем «наших» (русских) у нас.
Таблицы 3–4. Топ-10 продаж русских женщин-художниц на российских и зарубежных аукционах в I полугодии 2024 года
Российские аукционы | ||||
№ | Автор | Название работы | Аукционный дом (все — Москва) | Цена продажи по молотку, $ тыс. |
1 | Софронова, Антонина Фёдоровна | Портрет Имы Сумак | AI Аукцион | 14,4 |
2 | Маврина, Татьяна Алексеевна | По мотивам работы А. Матисса «Корзина апельсинов» (1912) | AI Аукцион | 8,0 |
3 | Маврина, Татьяна Алексеевна | Павловская слобода | AI Аукцион | 8,0 |
4 | Маврина, Татьяна Алексеевна | Городской пейзаж | AI Аукцион | 8,0 |
5 | Маврина, Татьяна Алексеевна | Ню. Обнаженная с тазиком в бане | Натюрморт с букетом и чайником (Двусторонняя работа) | AI Аукцион | 8,0 |
6 | Маврина, Татьяна Алексеевна | Портрет дамы в шляпе | AI Аукцион | 7,2 |
7 | Маврина, Татьяна Алексеевна | Натюрморт | Обнаженная, лежащая на кровати (Двусторонняя работа) | AI Аукцион | 6,8 |
8 | Мухина, Вера Игнатьевна | Меркуцио (Артист С.Г. Корень в роли Меркуцио в балете С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта») | AI Аукцион | 6,8 |
9 | Янсон-Манизер, Елена Александровна | Балерина В. Г. Каминская в балете «Партизанские дни» | Совком | 6,8 |
10 | Разумовская, Юлия Васильевна | Натюрморт с яблоками | Совком | 6,5 |
Зарубежные аукционы | ||||
№ | Автор | Название работы | Аукционный дом, город | Цена продажи по молотку, $ тыс. |
1 | Лемпицка, Тамара де | Paysage de nuit | Sotheby's, Лондон | 881,9 |
2 | Лемпицка, Тамара де | Femme de profil vêtue d`un châle | Christie's, Нью-Йорк | 327,6 |
3 | Лемпицка, Тамара де | Le Turban rose | Sotheby's, Лондон | 192,4 |
4 | Рохлина, Вера Николаевна | Odalisque | Sotheby's, Лондон | 128,3 |
5 | Васильева, Мария Ивановна | Bathing | Osenat, Версаль | 69,2 |
6 | Пагава, Вера | Femmes au bain | Nu allongé (double-sided work) | Millon & Associes, Париж | 60,4 |
7 | Рохлина, Вера Николаевна | Young Woman with a Fan | MacDougall's, Лондон | 25,4 |
8 | Бенуа, Надежда Леонтьевна | Portrait of Peter Ustinov, age 9 months | Millon & Associes, Париж | 8,8 |
9 | Лемпицка, Тамара де | Deux têtes de putti | Christie's, Париж | 6,6 |
10 | Лемпицка, Тамара де | Tête penchée | Christie's, Париж | 5,5 |
В топ-10 лотов на внутрироссийских и зарубежных аукционах мы не находим ни одного пересечения имен. Что, впрочем, неудивительно: у нас нет Лемпицкой с американской музейной историей, у них — Мавриной с безупречным провенансом. Вскользь обратим внимание, что в «международной» части таблицы продажи начиная с 8-го места уже равнозначны по ценам с российскими. Впрочем ликование от того, что чьи-то неудачи равноценны твоим успехам,— удел проигравших. Работаем дальше; тем более что средние цены на работы женщин-художниц на аукционах РФ неуклонно растут последние 3 сезона.
Таблицы 5–6. Топ-10 русских женщин-художниц по капитализации на российских и зарубежных аукционах в I полугодии 2024 года
Российские аукционы | ||||
№ | Художник | Суммарная стоимость проданных работ по молотку, $ тыс. | Количество проданных работ, шт. | Средняя стоимость проданных работ, $ тыс. |
1 | Маврина, Татьяна Алексеевна | 83,9 | 18 | 4,7 |
2 | Софронова, Антонина Фёдоровна | 14,7 | 2 | 7,3 |
3 | Кропивницкая, Валентина Евгеньевна | 10,8 | 2 | 5,4 |
4 | Разумовская, Юлия Васильевна | 8,8 | 2 | 4,4 |
5 | Захарова, Наталья Гурьевна | 7,2 | 2 | 3,6 |
6 | Венедиктова, Марина Константиновна | 7,2 | 4 | 1,8 |
7 | Ромодановская, Антонина Алексеевна | 6,9 | 8 | 0,9 |
8 | Мухина, Вера Игнатьевна | 6,8 | 1 | 6,8 |
9 | Янсон-Манизер, Елена Александровна | 6,8 | 1 | 6,8 |
10 | Данько, Наталья Яковлевна | 6,6 | 5 | 1,3 |
Зарубежные аукционы | ||||
№ | Художник | Суммарная стоимость проданных работ по молотку, $ тыс. | Количество проданных работ, шт. | Средняя стоимость проданных работ, $ тыс. |
1 | Лемпицка, Тамара де | 1 430,5 | 9 | 158,9 |
2 | Рохлина, Вера Николаевна | 154,7 | 3 | 51,56 |
3 | Васильева, Мария Ивановна | 71,8 | 2 | 35,9 |
4 | Пагава, Вера | 70,2 | 6 | 11,7 |
5 | Бенуа, Надежда Леонтьевна | 12,2 | 3 | 4,1 |
6 | Лагорио, Мария Александровна | 5,1 | 1 | 5,1 |
7 | Клестова, Ирина Борисовна | 4,1 | 3 | 1,4 |
8 | Кропивницкая, Валентина Евгеньевна | 3,9 | 1 | 3,9 |
9 | Попова, Елена | 3,7 | 2 | 1,8 |
10 | Стравинская, Вера Артуровна | 1,2 | 2 | 0,6 |
Интересно сравнить капитализацию ведущих художниц. Если исключить явных фаворитов, то за рубежом у «чуть менее известных» художниц в среднем покупали по две работы, у нас — по три. Казалось бы, разница всего в одну работу — но одновременно это увеличение показателя в полтора раза. Присовокупив к этой цифре данные из самой первой таблицы, отметим: на зарубежных аукционах больше фокусируются на громких и признанных именах, в том время как у женщин-художниц в РФ больше шансов быть приобретенными вне зависимости от статуса. Насколько больше? Как минимум в полтора раза!
Таблицы 7–8. Топ-10 российских и зарубежных аукционных домов, участвовавших в продажах работ русских женщин-художниц в I полугодии 2024 года
Российские аукционы | ||||
№ | Аукционный дом (все — Москва) | Суммарная стоимость проданных работ по молотку, $ тыс. | Количество проданных работ, шт. | Средняя стоимость проданных работ, $ тыс. |
1 | AI Аукцион | 184,9 | 61 | 3,0 |
2 | Совком | 53,8 | 32 | 1,7 |
3 | Русская эмаль | 8,9 | 21 | 0,4 |
4 | Аукционный дом номер один | 5,9 | 7 | 0,9 |
5 | Дом антикварной книги «В Никитском» | 4,9 | 28 | 0,2 |
6 | Аукционный дом Егоровых | 3,8 | 30 | 0,1 |
7 | Artsale | 1,4 | 1 | 1,4 |
Зарубежные аукционы | ||||
№ | Аукционный дом | Суммарная стоимость проданных работ по молотку, $ тыс. | Количество проданных работ, шт. | Средняя стоимость проданных работ, $ тыс. |
1 | Sotheby's | 1 202,7 | 3 | 400,9 |
2 | Christie's | 359,8 | 9 | 39,9 |
3 | Millon & Associes | 79,1 | 13 | 6,1 |
4 | Osenat | 69,9 | 3 | 23,3 |
5 | MacDougall's | 33,9 | 4 | 8,5 |
6 | Bonhams | 8,3 | 3 | 2,8 |
7 | Rossini | 4,3 | 3 | 1,4 |
8 | Doyle | 3,5 | 2 | 1,7 |
9 | Kotler Galleries & Auctioneers | 1,2 | 2 | 0,6 |
10 | Shapiro Auctions | 0,5 | 2 | 0,2 |
На нашем рынке топ-10 за неимением фигурантов превратился в топ-7, однако на общую картину это не влияет: лидер внутренних продаж (аукцион AI) в последнем полугодии продавал работы женщин-художниц и чаще, и дороже остальных отечественных аукционных домов, а его западный аналог (Sotheby’s) — только дороже коллег по рынку, но эпизодически. При этом из трех проданных лотов на Sotheby’s (против 61 на AI) два — работы Тамары де Лемпицкой и один — Веры Рохлиной. Словом, даже в именах Запад не показал воспеваемого арт-разнообразия.
Редакция AI отдает себе отчет в том, что по результатам шести месяцев 2024 года полноценное сравнение показателей «женского» искусства на двух полюсах арт-рынка (и тем более — фиксация тектонических сдвигов) может привести к поспешным выводам. Однако с начала нового аукционного сезона мы неоднократно отмечаем «потепление» интереса к русскому искусству в зарубежном пространстве — и одновременно охлаждение к женщинам-художницам в целом. Поэтому, если сравнивать — то именно сейчас. И как видим, у русских художниц в РФ появилось гораздо больше возможностей быть отмеченными, выставленными и приобретенными. Запад фокусируется на громких именах, мы — на разнообразии. Скажи такое вслух — поверят немногие. Но говорят не люди, а цифры.
Помимо пропасти в средних ценах на искусство авторства женщин-художниц, есть и другие, менее очевидные проблемы. Например, если брать международное современное искусство, то доля продаж женщин-художниц (напомним, 11 % арт-рынка в целом) разительно меняется: авторы, родившиеся после 1975 года, в минувшем сезоне принесли 44 %, а родившиеся после 1985-го — 63 % выручки аукционных домов. Возможно, по этому показателю Россия и не отстает, да кто ж проверит: основной аукцион, специализирующийся на современном искусстве, упорно не публикует результаты продаж.
Поэтому вопрос, с которого началась статья, — где русских художниц ценят больше? — остается открытым; на него не ответить, призвав одну лишь статистику. Шансов для развития (от грантов до кураторских аукционов) женщинам мы даем больше, покупаем чаще — пусть пока и недорого. Тем временем на первичном рынке — в галерейно-ярмарочной среде — ежегодно появляется много новых женских имен, не только профессионально подкованных, но и знакомых с правилами развития художественной карьеры, «этикетом» навигации на арт-рынке.
Но при попадании на рынок вторичный — аукционный — авторы и созданные ими предметы современного искусства могут легко попасть в информационно-статистический вакуум, сводящий на нет их старания и нашу несомненную любовь к прекрасному полу. Возможно, за современное искусство возьмутся те из российских аукционных домов, которые привыкли к максимальной ценовой активности? Коллекционеры возражать не будут.
В противном случае наш путь — продажа скелетов динозавров, как это успешно делают Sotheby’s и Christie’s в последние годы. Тогда вопросы половой принадлежности, как и современности искусства в целом, отменяются сами собой: ни тираннозавр Стэн ($31,8 млн), ни стегозавр Апекс ($44,6 млн) о своей идентичности специалистам ничего не сказали.
Впрочем до динозавров вряд ли дойдет. Молодые авторы — наше будущее — уже сейчас активно себя продвигают. А новые поколения коллекционеров активно ими интересуются. И загнать участников этого встречного движения в информационный тупик, тем более в эпоху всеобщей цифровизации, не получится. Рынок справится, как справлялся уже со многими вызовами, куда более серьезными. Но если и художники, и коллекционеры почувствуют, что от действий посредников — продавцов искусства — исходит больше вреда, чем пользы, то найдут способ обойтись без них. Не сомневайтесь!
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20240726_WomenSales.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20240726_WomenSales.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.