Современные художники в кризис: Георг Базелиц
История художника, привыкшего все делать наоборот — даже писать картины
В этой рубрике AI рассказывает о первых номерах в составленном ArtTactic рейтинге доверия профессионалов арт-рынка современному искусству, попеременно предлагая читателям признанные и молодые имена. Сегодняшний художник в обновленном ноябрьском рейтинге 2020 года совершил самый заметный скачок в списке признанных авторов. Попробуем разобраться почему.
Представляем: Георг Базелиц — немецкий художник, пионер неоэкспрессионизма, ключевая фигура художественной жизни послевоенной Германии и Западной Европы в целом. Творческую практику Базелица часто связывают с возрождением, которое пережило фигуративное искусство в 1970-е годы на фоне пророчащих ему гибель концепций концептуализма и минимализма. Основные жанры, в которых работает художник, — живопись, графика и скульптура. Если намеренно грубая живописная манера Базелица, выразительное импасто, контрастная, интенсивная палитра, сюжеты произведений и деформация фигур соотносят творчество художника с немецким экспрессионизмом, то свободная, активная фактура живописи заставляет вспомнить о Джексоне Поллоке и ташистах. Искусство Базелица прямо обращается к зрителю, намеренно провоцируя сильную и противоречивую реакцию. Его шокирующие образы — форма протеста против любых политических, социальных и художественных норм.
Ханс-Георг Керн, он же Георг Базелиц, родился в городе Дойчбазелиц в Саксонии. Его отец, школьный учитель, воевал на восточном фронте, в боях потерял глаз и провел полгода в советском лагере для военнопленных. После войны ему было запрещено работать по специальности, и семья выживала за счет жалованья матери, которая также занималась преподаванием. Родители видели в мальчике будущего учителя рисования или художника по фарфору, учитывая близость Дрездена с его старинной традицией росписи.
Поступить в профессиональное учебное заведение в Дрездене юноше не удалось. Он начал обучение в Высшей школе изобразительного и прикладного искусства в Восточном Берлине (1956), но вскоре, отказавшись ехать на трудовую практику на каникулах, был исключен за «политическую незрелость». Ханс-Георг Керн вовсе не отчаялся и переехал в Западный Берлин (1957), где окончил учебу в Высшей школе искусств (1962). В 1961 году, подражая старым мастерам, он поменял фамилию на Базелиц в честь родного города.
Поиск альтернатив социалистическому реализму, царствовавшему в Восточной Германии, и абстракции (ташизму и абстрактному экспрессионизму), доминировавшей в Западной Европе, Базелиц начал еще студентом — и нашел их в немецком экспрессионизме, заклейменном нацистской властью дегенеративным искусством. Его интересовали в первую очередь маргинальные направления, питавшие живопись экспрессионистов: ар брют, народное искусство, детское искусство, искусство душевнобольных; интриговали работы Михаила Врубеля и Карла Фредрика Хилла. В поле зрения живописца попали сочинения знаменитого психиатра Ханса Прицхорна. В катарсисе, которого, по Прицхорну, достигали больные, облекая свои подсознательные страхи, тревоги и эмоции в форму искусства, художник увидел возможность преодоления психосоциальной травмы послевоенного поколения. Агрессивная провокация — появление асоциальных, безумных, девиантных и аморальных сюжетов и образов в художественных произведениях — возводится Базелицем в ранг художественного метода.
Вместе со своим однокурсником Ойгеном Шёнебеком живописец составляет манифест Pandemonium (Манифест злых духов, 1961) — плакат из смеси печатного текста, рукописей и апокалиптических рисунков, наполненный мрачными метафорами. Он послужил афишей для экспозиции художников, устроенной в заброшенном доме. Через год вышла вторая версия манифеста, в которой, по-видимому, центральная идея послания — неприятие политики современной Германии — была артикулирована более внятно.
Первая персональная выставка художника прошла в 1963 году в Galerie Werner & Katz в Берлине. Не обошлось без скандала: две работы, «Большая ночь насмарку»(Die große Nacht im Eimer, 1962–1963) и «Обнаженный» (Der nackte Mann, 1962), были конфискованы немецкими властями и запрещены к показу как непристойные из-за демонстрации в них гипертрофированных половых органов. «Большая ночь…» стала программным произведением художника. Удивительно, но аллюзия на Гитлера, заключенная в маленькой, искаженной фигурке персонажа, в то время не была считана публикой. Впоследствии живописец раскрыл ее в более поздних повторениях работы.
В 1965 году Базелиц отправился на шестимесячную стажировку во Флоренцию, где увлекся графикой итальянского маньеризма. Ее влияние обнаружило себя в знаменитой серии «Герои» (Helden, 1965–1966), или «Новые типы» (Neue Typen), представляющей новых, трактованных в духе романтизма героев своего времени, бунтовщиков и повстанцев, в которых часто находят параллели с личностью самого автора. В полуразрушенных природных ландшафтах, усеянных военными атрибутами — поверженными флагами, оружием и военным снаряжением, их деформированные, нередко полуобнаженные фигуры кажутся отчаянно отважными в своей уязвимости и отсылают к воинам, возвращающимся домой.
В конце 1960-х Базелиц занялся «фрактурными картинами» (Frakturbildern), безжалостно расчленяя тела персонажей, а с 1969 года начал переворачивать свои работы вверх ногами. Этими приемами художник воздействовал на восприятие зрителя, заставляя его сместить внимание с сюжета произведения на фактуру поверхности холста, самоценные качества живописи.
В 1970-е Базелиц представал своего рода «иконоборцем» на художественной сцене, писавшим фигуративные картины в окружении подавляющего большинства концептуалистов и минималистов. В конце 1970-х он начал работать в деревянной скульптуре, напоминающей пластические опыты Кирхнера и перенимающей от живописи грубо обработанную, деформированную форму. Тем не менее творческая практика Базелица приобретала все большее влияние. В 1976 году его ретроспектива прошла в Государственной галерее современного искусства в Мюнхене, а в последующие несколько лет он получил звание профессора в Государственной академии художеств в Карлсруэ. Международная слава закрепилась за ним в 1980 году, когда Базелиц вместе со своим протеже, уже побывавшим героем рубрики AI Ансельмом Кифером, представил Германию на Венецианской биеннале. Выставка A New Spirit in Painting в Королевской академии искусств в Лондоне (1981) утвердила ведущую роль Базелица в формировании нового течения в современном искусстве — неоэкспрессионизма. Считается, что творчество Базелица, наряду с поисками Ансельма Кифера, Зигмара Польке и Герарда Рихтера, вдохновило молодых художников течений новых диких и трансавангарда.
В 1980–90-е годы сюжетная сторона, отодвинутая на второй план в перевернутых и «фрактурных» работах, возвращается на свои лидирующие позиции в творчестве художника. Каким бы ни был сюжет — отсылки к художникам предшествующих поколений, политике и религии или портреты членов семьи, он звучит все отчетливее, а повествование в произведениях становится все более буквальным. Эту тенденцию хорошо иллюстрирует обращение Базелица к соцреализму на рубеже 1990-х — 2000-х годов. Прежде художник выказывал его полное неприятие. В 1977 году он забрал свои работы с documenta 6, когда узнал об участии в биеннале художников соцреализма (кстати, в этом Базелиц был не одинок, так же поступил и Герхард Рихтер). В 1988-м он отказался от места профессора в Высшей школе искусств в Берлине, обнаружив в преподавательском составе живописцев из Восточной Германии. Однако в 1992-м Базелиц все же согласился на должность, а на рубеже столетий написал целый ряд картин, переосмысливающих хрестоматийные работы советских официальных художников.
Двигаясь в том же направлении, с 2005 года Базелиц приступает к ревизии своих ранних работ. «Ремиксы», как их называет сам автор, представляют собой новые версии произведений художника, созданных с конца 1950-х. Переписанными оказываются как менее известные картины, так и знаковые, вроде «Большой ночи насмарку» (Die große Nacht im Eimer, 1962–1963) или «Больших друзей» (Die grossen Freunde, 1965). В последних вариациях работы часто получают более конкретную политическую коннотацию. Кажется, что в последние десятилетия художник заинтересован не в создании новых образов, а в движении вглубь своей творческой практики, переносе уже сложившихся мотивов в новый контекст. Недавно Базелиц начал работать в технике контактной печати. Подобные работы живописец дополняет от руки кистью.
Начиная с первой персональной экспозиции Базелица в Америке, масштабной ретроспективы в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке (1995), персональные выставки Базелица успели пройти в крупнейших музеях США, Европы и Азии, добрались и до России — в 2015 году творчество художника было представлено в Государственном Русском музее. Номинально Базелиц уже был знаком русской публике: еще в 1990-е годы его работа «Бутылка и орел» (1982) в составе коллекции Людвига вошла в коллекцию ГРМ.
Базелиц живет и работает попеременно в Германии, Австрии, Швейцарии и Италии. Основные галереи, представляющие художника, — Gagosian Gallery, White Cube и Galerie Thaddaeus Ropac.
Георг Базелиц в цифрах
По мнению портала Artprice, официальная аукционная история Базелица началась в 1984 году, после небольшого кризиса на нью-йоркской фондовой бирже и одновременно с началом развития арт-рынка в современном виде. Возможно, работы Базелица на публичном рынке появлялись и ранее, в частности на немецких аукционах. Как бы то ни было, предметом первой аукционной сделки Базелица считается живопись Elke (Schwarzer Akt) 1976 года, проданная в 1984 году на лондонском Christie’s за $131 тыс. (по сегодняшним меркам, с учетом инфляции, порядка полумиллиона долларов). В сумасшедшем по уровню аукционных цен 1989 году (вспомним продажу «Портрета почтальона Джозефа Рулена» МоМА за $58 млн) живопись Базелица остановилась на цене молотка в $750 тыс. А «миллионная» планка была достигнута в 1991 году: ровно за $1 млн большеформатная работа Ludwig Richter auf dem Weg zur Arbeit (1965) ушла на Sotheby’s в Нью-Йорке. Что интересно, ушла на фоне резкого снижения объемов продаж на арт-рынке и пересмотра ценообразования, которое с начала 1990-х продолжалось чуть больше десяти лет.
В период расцвета рынка современного искусства 2004–2008 годов Георг Базелиц не стал звездой первой величины, хотя попытки публичного рынка возвести его на пьедестал имели место. Так, среди топ-10 самых дорогих продаж художника лишь одна датируется 2008 годом: живопись B.J.M.C — Bonjour Monsieur Courbet (1965) была продана на Sotheby’s в Нью-Йорке за $4,10 млн при эстимейте $4,5–$5,5 млн. Последовавший экономический кризис достаточно сильно повлиял на рынок художника: объемы продаж снизились более чем втрое, и обновить аукционный рекорд Базелица (4,55 млн) удалось лишь в 2011-м, на фоне роста рынка. Сегодня ценовой рейтинг художника возглавляет живопись Mit Roter Fahne (With Red Flag) (1965), проданная в 2017-м на Sotheby’s в Лондоне за $7,93 млн. Что характерно — по нижней границе эстимейта, то есть снова ниже ожиданий аукционного дома.
Капитализация художника в 2020 году составила $20,8 млн — четвертый результат Базелица в истории, более чем на треть превышающий объем аукционных продаж в 2019-м. Количество непроданных лотов прошлого сезона — 20,7 % — одно из самых низких в аукционной карьере (в среднем с 2008 по 2019 год к владельцам возвращались 26 % всех лотов). В 2021 году на публичном рынке небольшими европейскими аукционами было продано две тиражные работы Георга Базелица общей стоимостью $7 тыс. Всего к настоящему моменту на счету художника 3 118 проданных лотов, 63 % из них — тиражная продукция. Согласно Artprice, с 2000 по 2020 год индекс средних цен Базелица вырос на 182 % — а в «пиковый» сезон 2019 года повышался на 289 %.
Таблица 1. Самые успешные аукционные продажи работ Георга Базелица, 2000–2020
№ | Название работы (год создания) | Аукционный дом, город | Год продажи | Цена по молотку, $ млн | Превышение среднего эстимейта, % |
---|---|---|---|---|---|
1 | Mit Roter Fahne (With Red Flag) (1965) | Sotheby's, Лондон | 2017 | 7,93 | –13,3 |
2 | Der Brückechor (The Brücke Chorus) (1983) | Christie's, Нью-Йорк | 2014 | 6,50 | 8,3 |
3 | Das letzte Selbstbildnis I (1982) | Phillips, Лондон | 2020 | 5,31 | –23,4 |
4 | Gebeugter Trinker (Bent Drinker) (1982) | Christie's, Лондон | 2020 | 4,89 | –29,6 |
5 | Spekulatius (1965) | Sotheby's, Лондон | 2011 | 4,56 | 14,0 |
6 | Sterne Im Fenster (1982) | Sotheby's, Нью-Йорк | 2019 | 4,50 | –25,0 |
7 | Trinker Am Tisch (Drinker at Table) (1983) | Sotheby's, Нью-Йорк | 2018 | 4,20 | 5,0 |
8 | B.J.M.C — Bonjour Monsieur Courbet (1965) | Sotheby's, Нью-Йорк | 2008 | 4,10 | –18,0 |
9 | Grosse Nacht (Big Night) (1962/63) | Sotheby's, Лондон | 2011 | 3,356 | –16,0 |
10 | Die Geisselung (The Flagellation) (1983) | Christie's, Лондон | 2018 | 3,19 | –8,0 |
Таблица 2. Ценовые диапазоны работ Георга Базелица, проданных на аукционных торгах, 2000–2020
Ценовой диапазон | <$10 тыс. | $10–50 тыс. | $50–100 тыс. | $100–500 тыс. | $0,5–1 млн | $1–5 млн | >$5 млн | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем продаж | $ млн | 2,65 | 8,66 | 3,50 | 51,28 | 30,45 | 97,08 | 19,74 |
% | 1,24 | 4,1 | 1,6 | 24,0 | 14,3 | 45,5 | 9,3 | |
шт. | 1219 | 359 | 49 | 198 | 45 | 48 | 3 |
Таблица 3. Динамика продаж Георга Базелица на аукционных торгах, 2013–2020
Показатель / Год | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем продаж | $ млн | 7,54 | 20,22 | 9,35 | 13,18 | 21,29 | 33,58 | 14,27 | 20,75 |
шт. | 107 | 97 | 137 | 141 | 143 | 193 | 129 | 134 |
Георг Базелиц и индикатор доверия
По итогам первого полугодия 2020 года художник не вошел в топ-25 имен, которым респонденты ArtTactic прогнозировали светлое будущее в краткосрочной (6 мес.) перспективе: Базелиц занял 43-ю строчку и в итоговую таблицу попросту не уместился. Однако в ноябрьском рейтинге 2020-го художник совершил самый впечатляющий скачок вверх: с 64 баллами, преодолев 30 позиций, Базелиц обосновался на 13-й строчке. Отреагировав на высокую аукционную активность художника в карантин, рынок посчитал, что до лета 2021 года его продажам ничто не угрожает.
Георг Базелиц также входит в рейтинг современных художников, которым респонденты ArtTactic прогнозировали успешное будущее в десятилетней перспективе: в мае 2020 года он получил 20-ю строчку в рейтинге (41 балл), а в ноябре — 23-ю (при этом получив на один балл больше — 42). Ближайшие соседи немца в списке — Олафур Элиассон (22-я строчка) и Аниш Капур (24-я). К слову, 11 лет назад в аналогичном рейтинге ArtTactic Георг Базелиц не присутствовал вовсе.
Комментарий AI: $1 млн (а с учетом комиссии покупателя — и того больше) за работу современного художника в 1991 году — это очень высокий показатель, не снившийся в ту пору «главным арт-немцам» нашего времени, Герхарду Рихтеру и Ансельму Киферу. Одной из причин роста популярности Базелица в США стало скандальное появление на Венецианской биеннале 1980 года его скульптуры, по мнению многих, отсылавшей к идеям национал-шовинизма. Штаты — киношная «страна, победившая нацизм» — по-своему оценили авторскую мысль и поддержали Базелица (лишний раз задев при этом СССР). Но… рухнула Берлинская стена, и Германия ушла с политической повестки, а следом — из активного оборота арт-рынка. Плюс у Базелица, которого определили в неоэкспрессионисты, появился серьезнейший американский конкурент — Жан-Мишель Баския, которого стали тянуть на вершину пирамиды рынка в конце 1990-х. В результате немецкий художник, который совершил впечатляющий рыночный разгон в 1980-х, пришел к эпохальным 2000-м не главным неоэкспрессионистом в мире, а «одним из прочих».
Ситуацию вполне могла исправить середина 2010-х годов, когда вектор интереса арт-рынка (под лозунгом «Поигрались — и хватит!») сместился в сторону фигуративного искусства. Базелиц, всю сознательную жизнь протестовавший против абстракции, казалось, идеально вписался в новые условия игры. Однако в этот раз его обошли более «антропоморфные» немцы — представители молодого поколения метафизиков Нео Раух и Йонас Бургерт. Новая надежда на возвращение Георга Базелица появилась во время 58-й Венецианской биеннале 2019 года: художник стал первым, кому Galleria dell'Accademia — сокровищница самой большой коллекции венецианской живописи XIV—XVIII вв., согласилась провести прижизненную выставку (при протекции Ларри Гагосяна). Как видим, это сыграло свою роль: в 2020 году показатели художника серьезно укрепились (в частности, 2 среди 10 топ-продаж произошли именно в минувшем сезоне).
Интересна и ситуация с галереями. Трое топ-дилеров поделили между собой основные точки продаж художника, причем в каждой из них Базелицем занимается главная местная галерея: в Нью-Йорке — Gagosian, в Лондоне — White Cube, в Зальцбурге — Thaddaeus Ropac. Для каждой из них Георг Базелиц главный «академический» бриллиант в созвездии авторов — обласканный критикой, обруганный СМИ и всегда с интересом ожидаемый публикой. Возможно, если бы ни новая политика музеев в отношении реструктуризации коллекций в пользу молодых авторов, начавшаяся в 2020 году, мы были бы свидетелями еще большего внимания к 83-летнему неуживчивому немцу. А так — ему придется немного подождать и переключиться на новые вызовы. Например — покорить аукционный Гонконг.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210128_georg_baselitz.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210128_georg_baselitz.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.