1892–1941
Живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства.
Родился в семье чиновника, отец художника служил в Псковском акцизном управлении. Детство провел во Пскове, окончил 7 классов Псковской губернской гимназии. В 1909 поступил на факультет декоративной живописи в Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге. Вошел в литературно-художественный кружок «Квартира № 5», который собирался в квартире хранителя музея Академии художеств.
В 1917 после окончания Училища принимал участие в оформлении Петрограда ко дню открытия Учредительного собрания. Работал в области плаката. В 1918–1919 работал заведующим секцией изобразительных искусств Отдела народного образования I района Петрограда. В 1919 экспонировал свои работы на Первой Государственной свободной выставке произведений искусства в Петрограде. В 1922 вошел в «Объединение новых течений в искусстве», возглавляемое В. Е. Татлиным. С 1930 преподавал на скульптурном факультете в Институте пролетарских изобразительных искусств, с 1933 — на кафедре рисунка архитектурного факультета Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств (уволен в 1934), с 1934 — в Институте народов Севера, где организовал курсы живописи и рисования при Секции искусств.
В 1932 и 1937 участвовал в праздничном оформлении Ленинграда к 15-летию и 20-летию Октябрьской революции. В 1936–1937 под руководством Н. М. Суетина занимался оформлением павильона СССР для Всемирной выставки в Париже «Искусство и техника в современной жизни». В 1934 обратился к технике литографии. В 1935 принял участие в Первой выставке Ленинградских художников в Государственном Русском музее. В 1936 совершил поездку в Крым, выполнив там серию пейзажей.
Много работал в области книжной и журнальной графики, сотрудничал с сатирическими журналами «Бузотер», «Бич», «Смехач», «Бегемот», «Пушка», «Крокодил», детскими журналами «Чиж», «Еж», «Сверчок». Иллюстрировал книги для издательств «Молодая гвардия», «Красная газета», детского отдела «Госиздата».
Во второй половине 1930-х возглавлял мастерскую по росписи фарфора при Ленинградском фарфоровом заводе им. М. В. Ломоносова. В 1940–1941 вместе с В. И. Мухиной и Н. А. Тырсой работал в экспериментальном цехе художественного стекла при Ленинградской зеркальной фабрике, изделия которой, в том числе работы Успенского, экспонировались в 1940 на специальной выставке в ленинградском Доме архитектора.
Погиб в конце 1941 после прямого попадания бомбы в квартиру художника, его тела не нашли.
Успенский — один из наиболее ярких мастеров так называемой ленинградской пейзажной школы 1920-х — 1930-х, представленной также именами Тырсы, Н. Ф. Лапшина, В. А. Гринберга, А. С. Ведерникова. Его произведения отличаются необычайным лиризмом и живописностью, не случайно излюбленными техниками художника в графике были гуашь и акварель. Едва ли не большую известность, чем живопись и графика, принесла ему работа в области декоративно-прикладного искусства. Успенский, наряду с Мухиной, Тырсой и Б. И. Смирновым, является основоположником советского художественного стекла.
Произведения мастера, в основном созданные по его эскизам в экспериментальном цехе Ленинградской зеркальной фабрики, неоднократно экспонировались на выставках, среди которых выставки «Фарфор и стекло» (1948–1949), «Советское художественное стекло (1955–1956), «Советское искусство 20–30-х годов: Живопись. Графика. Скульптура. Декоративно-прикладное искусство» в Государственном Русском музее, Всемирная выставка в Брюсселе (1958), выставка изделий Ленинградского завода художественного стекла в Елагиноостровском дворце-музее (1978–1979) и другие.
Творческое наследие художника относительно невелико, значительная часть его работ находилась в квартире Успенского на Коломенской улице и была уничтожена попаданием бомбы.
Произведения Успенского находятся в ряде российских музеев, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее. Одним из самых значительных собраний работ мастера обладает Вологодская областная картинная галерея.
Art Basel Miami Beach 2025. Часть 2: рассвет Кало и закат Лабубу
12.12.2025Art Basel Miami Beach 2025. Часть 1: цифровой обман и полный эрзац
09.12.2025Произведения премиального уровня на аукционе «Зимние торги ARTinvestment.RU»
09.12.2025Открыты 610-е торги аукциона ARTinvestment.RU
08.12.2025Аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
05.12.2025История арт-дилеров. Часть 16. Германия и укрепление континентальной сети модернизма
05.12.2025История арт-дилеров. Часть 15. Париж между войнами: дилеры модернизма и «новая система искусства»
02.12.2025Открыт 288-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
01.12.2025Открыты 609-е торги аукциона ARTinvestment.RU
01.12.2025Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе