1818–1870
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Сергий
Живописец, график.
Родился в семье К. Н. Зарянко, крепостного крестьянина графа Любомирского. В раннем возрасте переехал в Петербург, где получивший вольную отец работал у князя А. Н. Голицына. Первоначальное художественное образование получил под руководством художника В. М. Аврорина в 1830. С 1834 в качестве вольноприходящего ученика посещал ИАХ, где занимался в классе пейзажной живописи у М. Н. Воробьева. В 1836 за «Вид Фельдмаршальского зала в Зимнем дворце» был награжден малой серебряной медалью. В 1837 обучался у А. Г. Венецианова в его школе в деревне Сафонково Тверской губернии. В 1838 за «Вид Тронной залы» получил звание неклассного (свободного) художника.
В 1841 за картину «Рекреационная зала в Училище правоведения» получил большую серебряную медаль. В 1843 за полотно «Внутренность Морского Никольского собора в Санкт-Петербурге» удостоен звания академика.
С середины 1840-х работал преимущественно как портретист. В 1850 представил в Совет ИАХ портреты ротмистра Д. В. Хвостова и художника Ф. П. Толстого, за которые утвержден в звании профессора 2‑й степени.
В 1846 преподавал рисование в Александровском сиротском институте в Москве, а также перспективу в Дворцовом архитектурном училище. Создал образа для иконостасов церквей Московского кадетского корпуса. В 1846–1855 вел занятия в Дворянском полку. В 1856 после неудачной попытки занять место преподавателя перспективы в ИАХ (вместо умершего М. Н. Воробьева) начал преподавать в МУЖВиЗ по рекомендации Ф. И. Прянишникова. Занимал пост инспектора Училища (1856–1860). Среди его учеников — В. Г. Перов, И. М. Прянишников, К. Е. и В. Е. Маковские, В. В. Пукирев и другие.
С конца 1865 жил в Петербурге, где писал портреты членов императорской фамилии для «Романовской галереи» в Эрмитаже. Составил работу по методике преподавания «Руководство к живописи».
В 1871 в Петербурге прошла мемориальная выставка художника.
Зарянко — один из ведущих русских художников середины XIX века, создавший целую галерею портретов своих современников. Его творческая манера в значительной степени сформировалась под влиянием уроков Венецианова, однако, по меткому выражению А. Н. Бенуа, он превратил «живые наставления учителя в неподвижную мертвую формулу». Для картин Зарянко характерны некоторая жесткость рисунка, сдержанная цветовая гамма, стремление к почти фотографической точности изображения.
Произведения Зарянко находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже.
Рынок русского искусства от $1 до $999 (2019–2023)
21.05.2024Открыт очередной аукцион ARTinvestment.RU «Книги»
20.05.2024Открыт 213-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство»
20.05.2024Открыты 531-е торги аукциона ARTinvestment.RU
20.05.2024Коллекционеры и коллекционирование. Статус. Часть 3
17.05.2024Умер Сергей Андрияка
16.05.2024Литература: Артуро Сифуэнтес, Вентура Чарлин. Ценность искусства
14.05.2024Открыт 212-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство»
13.05.2024Открыты 530-е торги аукциона ARTinvestment.RU
13.05.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе
ГОРБАТОВ Константин Иванович (1876–1945) Рива дельи Скьявоне. Венеция. 1930-е — начало 1940-х (50 × 59,8 см)
сделать ставкуКУСТОДИЕВ Борис Михайлович (1878–1927) Купальщица. Лист из альбома «Шестнадцать автолитографий» (П.: Комитет популяризации художественных изданий при Российской академии истории материальной культуры, 1921). 1921 (29,2 × 39 см)
сделать ставкуКОНДРАТЕНКО Гавриил Павлович (1854‒1924) Южный вид. Конец XIX века (10,8 × 17,5 см)
сделать ставку