Art Investment

Художники и цены

«Мир семьи и детства. Образы ушедшей эпохи» в ГТГ

Новая экспозиция из фондов Третьяковской галереи сменяет выставку «Радость труда и счастье жизни. Идеалы ушедшей эпохи» и представляя вторую часть цикла, посвященного скульптуре 1930–60-х годов ХХ века. Она отражает еще одну грань советской эпохи, далекую от идеологии, пафоса трудового подвига и общественного служения, — мир частной жизни.

Скульптурные произведения демонстрируют свободу от идеологических мифологем времени и сложную взаимосвязь с ними. Настоящая камерная выставка, будучи самостоятельной, вместе с тем образует смысловое единство с предыдущей. Связующим звеном выступает панно И. Г. Фрих-Хара «Жить стало лучше, жить стало веселее (Праздник в азербайджанском колхозе)» (1939, майолика). Символом новой большой советской семьи здесь становится колхоз.

Тема семьи и детства определяет масштаб работ и особенности их исполнения. Если выставка «Радость труда и счастье жизни» представляла вниманию зрителя монументальные портреты героев нового времени в классической иконографии советской эпохи, то для данной экспозиции в основном характерны камерные произведения, в которых скульптор отображает тонкие человеческие эмоции.

На выставке представлено около 25 работ, часть которых экспонируется впервые. Это разнообразные формы и виды портрета: камерный и парадный, круглая скульптура, рельеф, статуэтка.

Одно из знаковых произведений — мраморная группа Н. В. Крандиевской «Отец и сын» (1922), довольно редкий тип двойного портрета, — было приобретено музеем не так давно и еще неизвестно публике.

Парадный портрет представлен скульптурой И. Г. Фрих-Хара «Пионерка-отличница Галя» (1949, мрамор). Мастер изобразил свою дочь за чтением книги. Произведение выполнено специально для Всесоюзной выставки 1949 года. Идеологически окрашенный образ заставляет вспомнить о многочисленных статуях пионеров, стоявших в советских парках. Контраст с этой работой составляют выставленные в витринах статуэтки «Галя с книгой» (1949, фаянс, роспись) и «Галя за вышиванием» (1944–1945, фаянс, роспись), изображающие ту же девочку, но исполненные ее матерью, М. П. Холодной. В отличие от скульптуры Фрих-Хара, создающей обобщенный образ советской пионерки-отличницы, миниатюрные фаянсовые статуэтки демонстрируют зрителю хрупкого ребенка, каким его видит мать.

Тему материнства продолжает недавно отреставрированная скульптура З. В. Баженовой «Материнство. Купание малыша» (1947, майолика). Так же лирично произведение Е. Ф. Белашовой «Моя дорогая» (1964, бронза), демонстрирующее порыв матери, крепко обнимающей дочь. В двухфигурной композиции И. М. Чайкова «Материнство» (1953, мрамор) эта же тема дана в традициях «сталинского классицизма». Младенец, которого поддерживает мать, стоит на колонне с классической капителью как символ будущего страны. Скульптура была недавно отреставрирована и выставляется впервые. Другая только что отреставрированная работа И. М. Чайкова, рельеф «Швея» (1953, терракота), отличается уравновешенной и строгой композицией.

Мечтательность и беззаботность, присущие детству, переданы Е. Ф. Белашовой в скульптуре «Лежащая девочка» (1947, бронза), которую отличает импрессионистическая лепка, отсылающая к работам П. П. Трубецкого. В «Портрете дочери» (1935, фаянс) А. Е. Зеленский запечатлел детское любопытство, склонность к исследованию окружающего мира, удивление им. Моделями скульпторов становились не только их собственные дети, но и дети друзей-художников (С. Д. Лебедева. «Портрет Вани Бруни». 1934, гипс тонированный).

Часто мастера обращались к изображениям детей с животными: «Мальчик с кроликом» (1933, гипс) И. Л. Слонима, «Девочка с кошкой» (1950-е, бронза) З. В. Баженовой. Важно отметить выразительную скульптуру С. Д. Лебедевой «Девочка с бабочкой» (1936, бронза) — эскиз знаменитой двухметровой статуи, стоявшей в ЦПКиО им. М. Горького. В зале 19 постоянной экспозиции Третьяковской галереи на Крымском Валу выставлена монументальная версия этой статуи — бронзовый отлив 1968 года с экземпляра в гипсе.

Сменная экспозиция демонстрирует особую страницу в истории советской скульптуры. Образы из мира семьи и детства, большая часть которых оставалась на периферии официального искусства, выразительно представляют частную жизнь человека той эпохи.

Источник: пресс-релиз ГТГ


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20130416_gtg_mir_senii_i_detstva.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20130416_gtg_mir_senii_i_detstva.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

КОРОВИН Константин Алексеевич (1861–1939) К вечеру. Пруд в Абрамцеве. Вторая половина 1880-х (25,5 × 33 см)

Текущая ставка60000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

МАЛЯВИН Филипп Андреевич (1869–1940) Поющие крестьянки. 1933 (50,5 × 65 см)

Текущая ставка150000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

ДЕЙНЕКА Александр Александрович (1899–1969) Танцующая девушка. 1951 (141 × 55 × 46 см)

Текущая ставка50000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».