Art Investment

Художники и цены

«Акварельные портреты и художественный фарфор. Новые поступления» в Эрмитаже

В среду, 21 апреля, в аванзале Зимнего дворца открылась выставка новых поступлений Государственного Эрмитажа, где представлены 92 акварели и более 140 предметов фарфора, имеющие выдающееся значение как ценные памятники отечественной культуры. Эти экспонаты были приобретены Эрмитажем в конце 2009 года у нынешнего владельца знаменитой парижской галереи Popoff («Попов и К°») Мориса Барюша.

Основу собрания галереи заложил ее создатель — Александр Александрович Попов. Кадровый офицер и участник Первой мировой войны, он переселился во Францию в 1919 году и открыл в Париже антикварный магазин, где стали концентрироваться исключительные по своему художественному значению памятники искусства. В 1935 году галерея была награждена первым почетным Гран-при Парижа за высочайшее качество выставляемых работ. Главным образом коллекция пополнялась за счет вещей, привезенных русскими эмигрантами. В галерею А. А. Попова попадали произведения искусства из великолепных собраний князей Салтыковых, Долгоруких, Белосельских-Белозерских, Орловых, герцога Лейхтенбергского и др.

Центральное место в коллекции А. А. Попова изначально занимали акварельные портреты первой половины XIX века — периода расцвета этого жанра в Европе и России. Эрмитаж приобрел произведения более 30 художников того времени, как известных, так и полузабытых.

В числе наиболее значительных мастеров — Пётр Фёдорович Соколов. Коллекция включает 16 работ этого популярнейшего портретиста николаевской России. Особое место среди них занимают портреты членов императорской семьи. После приглашения художника в великокняжеский Аничков дворец он получил серию заказов и от Большого Двора, что способствовало росту его известности. В 1829 году П. Ф. Соколов создал необычный для себя парный портрет в пейзаже, представив императрицу Александру Фёдоровну и ее дочь великую княжну Марию Николаевну на берегу моря. Это одно из редчайших крупноформатных произведений мастера.

С П. Ф. Соколовым по популярности в Петербурге соперничал только значительный мастер акварельного портрета XIX века Владимир Иванович Гау. Среди 28 его работ, приобретенных Эрмитажем, первая по времени акварель — «Портрет графини Уваровой» — написана около 1830 года, а последняя — «Портрет графов Павла и Петра Шереметевых в детстве» — в 1881 году. С 1840 года В. И. Гау являлся придворным художником. Его портреты членов семьи императора Николая I — великолепный иконографический материал. Подлинная вершина творчества В. И. Гау и жемчужина коллекции А. А. Попова — портрет Натальи Николаевны Пушкиной (1844), пленяющий нежной красотой и утонченностью. Нельзя обойти вниманием и автопортрет В. И. Гау, выполненный в 1855 году. Мастер лишает собственный образ какой-либо идеализации, свойственной его заказным работам. Портрет вполне может быть поставлен в один ряд с психологическими автопортретами знаменитых современников В. И. Гау — Ореста Кипренского и Карла Брюллова, графические работы которых также экспонируются на выставке.

Шесть портретов работы одного из ведущих архитекторов своего времени, Александра Павловича Брюллова — брата знаменитого живописца К. Брюллова — отражают его деятельность как акварелиста. Особенно трогают его женские и детские образы: «Портрет княгини Е. Н. Чернышёвой с детьми» (ок. 1830), «Портрет сестер Шишмаревых» (ок. 1835). В портретном жанре работали и другие русские зодчие николаевского времени. Знаменитый А. И. Штакеншнейдер во время своего пребывания в 1837 году во Франции изобразил неизвестного молодого человека, подтвердив свою репутацию прекрасного рисовальщика.

Подчеркнутой темпераментностью художественного решения и явной ориентацией на произведения Рембрандта отличается романтический «Автопортрет в берете» А. О. Орловского (1807).

Среди лучших портретов собрания — произведения известных иностранных художников, тесно связанных с Россией: лирические женские образы Кристины Робертсон и Александра Молинари, привлекающие высоким профессионализмом работы Франца Крюгера, Йозефа Крихубера, Фридриха Ранделя.

На выставке показаны произведения и других русских и западных художников XIX века, чьим талантом и мастерством в немалой мере обусловлен высокий уровень знаменитой коллекции. Это замечательные портреты, выполненные Э. П. Гау, Н. И. Тихобразовым, Н. Н. Ореховым, А. М. Воробьевым, Алексеевым, Вороновым, И. Грюндом, А. Ф. Лагрене и др.

  • Предметы из кофейного сервиза с изображением амуров. Начало 1760-х. Фарфор, лепка, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод

Особой гордостью галереи «Попов и К°» всегда был уникальный фарфор, недаром сам А. А. Попов имел в этой области репутацию эксперта. Самую значительную и интересную часть демонстрируемых экспонатов составляют предметы русского фарфора второй половины XVIII века. Прежде всего это произведения Императорского фарфорового завода в Петербурге, исполненные непосредственно для членов дома Романовых и их ближайшего окружения. Наиболее редкими являются ранние фарфоровые изделия времени императрицы Елизаветы Петровны. Предметы чайно-кофейных сервизов, тарелки, бутылочные и рюмочные передачи (сосуды для охлаждения и подачи бутылок и рюмок) с марками в виде двуглавых орлов вышли из-под руки изобретателя русского фарфора Д. И. Виноградова. Тарелка с подписью живописца придворного предприятия Г. Никифорова представляет собой первый известный подписной образец петербургской мануфактуры (конец 1750-х — начало 1760-х). Особую ценность имеют фарфоровые табакерки, выпуск которых определялся модой на нюхательный табак. Разнообразие форм этих предметов роскоши демонстрируют «пакетовые» табакерки в виде запечатанных конвертов с родовыми гербами и «адресами» на имена А. А. Волковой (ок. 1760) и В. В. Креницына (1764).

Характерными экземплярами «виноградовского» периода являются пасхальное яйцо с «живописью цветов» (1750-е), а также вылепленная и расписанная вручную шахматная фигурка «Конь» (1750-е — начало 1760-х). Роспись каждой вещи индивидуальна и отличается тщательностью прорисовок. Ряд экспонатов относится к условно названной серии «с полихромными китайцами» (конец 1750-х — 1760-е).

Знаковым событием истории русского фарфора стало создание первого русского парадного сервиза — так называемого Собственного столового и десертного сервиза Елизаветы Петровны (не ранее 1756-го — начало 1760-х). На выставке представлены тарелки с трельяжной сеткой, демонстрирующие художественное своеобразие этого знаменитого ансамбля.

  • Блюдо из Яхтинского сервиза. 1785–1787. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота. Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод

Расцвет искусства русского фарфора при императрице Екатерине II иллюстрируют предметы из известных Вседневного (конец 1770-х — 1780-е) и Яхтинского (1785–1787) сервизов, а также произведения руководителя скульптурного отделения Императорского фарфорового завода Ж.-Д. Рашетта, созданные в особой «фарфоровой гипсовой» массе. К ним относятся барельефы с портретами видного государственного деятеля и дипломата И. Г. Чернышёва (1780–90-е), действительных тайных советников С. И. Плещеева (конец 1780-х) и А. В. Олсуфьева (1790).

Исторические перемены в истории российской геральдики отражает бисквитный портрет императора Павла I с Мальтийским орденом и крестом по модели Ж.-Д. Рашетта (1798–1801). Значительный историко-культурный интерес представляют скульптуры из рашеттовских серий «Народности России» и «Торговцы и ремесленники» (1780–90-е).

Отдельный комплекс составляют подарочные чашки с монограммами владельцев. Чашки «под царским вензелем» дарились на праздники членам и приближенным дома Романовых, а также в знак особой признательности иностранным гостям. История изготовления на петербургской мануфактуре чашки с вензелем «PP» связана исследователями с крестинами великого князя Павла Петровича 25 сентября 1754 года. Мемориальное значение имеют также чашки с портретами императрицы Екатерины II и графа А. Г. Орлова (1770-е; Майсен), профилем императора Николая II и вензелем императрицы Александры Фёдоровны (1907, 1908; Императорский фарфоровый завод).

  • Бюст императрицы Екатерины II с изображением на постаменте ее вензеля «Е II». 1780–90-е. Фарфор, лепка, роспись надглазурная полихромная, позолота. Россия, Фарфоровый завод Ф. Я. Гарднера. Модель Ж.-Ф.-К. Гаттенбергера (?) по оригиналу Л. С. Буазо (1779). Роспись постамента И. Кестнера

Заказную продукцию с гербами и монограммами владельцев производил и подмосковный завод Ф. Я. Гарднера — первый частный фарфоровый завод России. В XVIII веке здесь производились бутылочные и рюмочные передачи, чайники и кувшины для фруктовой воды, блюда и корзинки с ажурными бортами, солонки, десертные тарелки и др. — с пейзажной, батальной, пасторальной и цветочной росписью. Среди пластики подмосковного завода Ф. Я. Гарднера заметно выделяется миниатюрный бюст императрицы Екатерины II (1780–90-е). Вариант росписи на коническом постаменте с золоченым вензелем «Е II» известен в единственном экземпляре.

Фарфор XVIII века подчеркивает неразрывную связь русской и европейской культуры. Так, Берлинский сервиз, подаренный прусским королем Фридрихом II великому князю Павлу Петровичу в 1778 году, украшен двуглавыми орлами под короной с гербом герцогства Голштейн-Готторп — наследного владения Павла по отцовской линии.

Представленные на выставке уникальные акварели и великолепный фарфор демонстрируют высокий стиль музейного коллекционирования. Именно такие выдающиеся предметы, вызывающие огромный интерес специалистов и любителей искусства, в полной мере соответствуют собирательской политике Государственного Эрмитажа.

Куратор выставки — И. Р. Багдасарова, научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа. К выставке подготовлен иллюстрированный буклет, авторы текста — И. Р. Багдасарова и А. В. Соловьев.

Выставка открыта до 23 мая 2010 года.

Источник: пресс-релиз Государственного Эрмитажа

P. S. О коллекции галереи Popoff можно прочитать здесь.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100423_hermitage.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100423_hermitage.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе