Больше — лучше?
Недавно портал Artprice опубликовал рейтинг десяти самых больших произведений искусства, проданных на открытых торгах за период с января 2011 по май 2012 года.
В эпоху академического искусства полотна большого формата ассоциировались, прежде всего, с работами исторической тематики. Огромные холсты с патетическими изображениями сражений и прочих героических эпизодов истории служили пропагандистским и просветительским целям — они должны были сохранить память об этом событии для потомков. С приходом модернистского искусства эпоха рационального использования больших полотен пришла к концу. В большом формате теперь может работать любой художник — была бы возможность. Но гарантирует ли масштаб работы рыночный успех? Данный рейтинг поможет разобраться в этом вопросе. Стоит отметить, что в Тор-10 работ художников-гигантоманов не превалируют отдельные герои или течения. Это все разные авторы, рожденные в период между 1921—1981 годов. Большие работы, как правило, продаются дороже. Поэтому для каждого из этих художников самая большая картина зачастую является и самой дорогой. Участники рейтинга расставлены по мере уменьшения площади их работ в квадратных метрах. Формат самой «маленькой» работы, к примеру, составляет 2х10 метров!
Тор-10 самых больших произведений искусства на аукционах
(январь 2011 — май 2012)
№ | Автор | Название работы | Размер, кв.м. | Цена, долларов | Аукцион |
1 | Александру Бунеску (Alexandru Bunescu) | Принцесса/32 панно | 90 | 50 561 | 13 апреля 2011 (Artmark SRL, Бухарест) |
2 | Су Синьпин (Su Xinping) | Пейзаж (2007) | 48 | 2 926 000 | 24 мая 2011 (China Guardian Auctions Co., Пекин) |
3 | Сью Вильямс (Sue Williams) | Оранжевые и синие контуры платьев (1998) | 45 | 60 000 | 13 мая 2011 (Phillips de Pury & Company, Нью-Йорк) |
4 | Фан Лицзюнь (Fang Lijun) | 1999.6.1 (1999) | 35,4 | 257 000 | 29 мая 2011 (Christie's, Гонконг) |
5 | Энди Уорхол (Andy Warhol) | Камуфляж (1986) | 30 | 2 200 000 | 10 мая 2011 (Sotheby's, Нью-Йорк) |
6 | Жан Девасне (Jean Dewasne) | Muralenkit (около 1990) | 28,8 | 46 605 | 4 октября 2011 (Sotheby's, Амстердам) |
7 | Барнаби Фернас (Barnaby Furnas) | Наводнение (Красное море) (2006) | 25,2 | 218 778 | 12 октября 2011 (Phillips de Pury & Company, Лондон) |
8 | Эухенио Диттборн (Eugenio Dittborn) | Один, авиапочтовая картина №157 (2003/04) | 20,6 | 16 125 | 18 февраля 2011 (Phillips de Pury & Company, Лондон) |
9 | Марк Брэдфорд (Mark Bradford) | Дьявол бьет свою жену (2003) | 20,4 | 450 000 | 11 мая 2011 (Christie's, Нью-Йорк) |
10 | Яеи Кусама (Yayoi Kusama) | INFINITY-NETS WHXOTLO (2006) | 20 | 1 367 300 | 25 февраля 2012 (SBI Art Auction Co, Токио) |
Молодой румынский художник Александру Бунеску (Alexandru Bunescu) со своей 20-метровой работой «Принцесса» занимает первую строчку рейтинга художников-гигантоманов. «Принцесса» — это составленное из 32 панно изображение поезда в натуральную величину. Бухарестский аукционный дом Artmark широко рекламировал это рекордно большое произведение. Однако оптимистичный эстимейт 70–85 тысяч долларов все-таки оказался завышенным: грандиозная пастель ушла с молотка за 50 тысяч долларов. Что, впрочем, все равно рекорд для Бунеску, чьи произведения до этого продавались в диапазоне от 580 до 2000 долларов. Художнику сложновато будет побить собственный рекорд — разве что он создаст работу длиной метров в 40.
АЛЕКСАНДРУ БУНЕСКУ Принцесса (фрагмент) Источник: mynorthwest.com |
Вторую строчку Тор-10 занимает монгольско-китайский художник Су Синьпин (Su Xinping) со своим «Пейзажем» (2007) размером 3 на 16 метров. Для этого автора большие форматы не типичны, хотя для передачи всей грандиозности пейзажа его родной Монголии такой формат был как нельзя кстати. Для Синьпина эта работа и самая большая, и самая дорогая: аукционный дом China Guardian пустил ее с молотка за 2,92 миллиона долларов. Остальные результаты в аукционной копилке художника сильно уступают этой продаже — следующая по цене работа «Море желания» (2008) стоила 445 тысяч долларов.
Американка Сью Вильямс в своем творчестве много рассуждает о темах человеческого тела и сексуальности. Тело в ее работах часто изображается фрагментарно, его линии едва угадываются на ее больших абстрактных полотнах. Яркая работа «Оранжевые и синие контуры платьев» (Orange and blue sentinel frocks) размером 5 x 8 метров на нью-йоркских торгах Phillips de Pury & Company ушла к новому владельцу за 60 тысяч долларов. Но это, однако, не рекорд для Сью Вильямс: в ее послужном списке есть и 70-ти и 80-тысячные результаты.
СЬЮ ВИЛЬЯМС Оранжевые и синие контуры платьев. 1998 Источник: phillipsdepury.com | ФАН ЛИЦЗЮНЬ 1999.6.1. 1999 Источник: teachartwiki.wikispaces.com |
Представитель молодого поколения китайского авангарда Фан Лицзюнь (Fang Lijun) олицетворяет собой такое его направление как «циничный реализм». Зародилось оно в 1989 году после подавления студенческих протестов на площади Тяньаньмэнь и разгона выставки «Китайский авангард» в пекинской Национальной галерее. Работы Фан Лицзюня полны разочарования, насмешки и осуждения китайского общества. Сделанная по старинной технологии ксилография «1999.6.1», с безликой толпой и довлеющей над ней огромной головой не-то кукловода, не-то божества, чем-то отдаленно напоминает пропагандистские плакаты с Мао. Только это не ура-патриотический плакат с красными флагами, а послание, полное серой тоски и безысходности. Этот огромный (488 х 610) принт Фан Лицзюня на пяти свитках был продан за 250 тысяч долларов на Christie's в Гонконге. Результат скромный по сравнению с рекордной для художника продажей 2007 года — за 3,6 миллиона долларов.
В рейтинге грандиозных полотен не обошлось без короля поп-арта Энди Уорхола (Andy Warhol). Работа «Камуфляж» при размере 3 x 10 не является самой большой в этой серии 1986–1987 годов. Ее аукционный результат 2,2 миллиона долларов тоже не рекордный для работ этой серии. Меньшего размера «Автопортрет в зеленом камуфляже» в 2007 ушел за 11 миллионов долларов.
Французский абстракционист Жан Девасне (Jean Dewasne, 1921 — 1999) не так известен, как другие художники его поколения, среди которых Ханс Хартунг, Николя де Сталь, Серж Поляков и Жан Арп. Девасне часто прибегал к большому формату и много работал в области монументальной живописи. Художник на удивление не раскручен на арт-рынке, большинство его работ доступны по ценам до 15 тысяч долларов. Одна из его огромных разборных картин «Muralentkit» была пущена с молотка за 47 тысяч долларов. Это его второй лучший результат, а персональный рекорд Девасне составляет 93 тысячи долларов.
Американский художник Барнаби Фернас (Barnaby Furnas), некогда создававший стрит-арт, а теперь продающий свои станковые работы через галерею Саатчи, постоянно экспериментирует с темами хаоса и насилия. Его произведения легко узнаваемы по обилию кроваво-красных всполохов и разливов; при этом художник постоянно заигрывает с абстракцией. Его 7-метровая картина с библейским названием «Наводнение (Красное море)», представляющая собой огромную красную волну, затмевающую безмятежное голубое небо, в октябре 2011 года на торгах Phillips была продана за 219 тысяч долларов. Персональный рекорд Барнаби Фернаса 2006 года (450 тысяч долларов) ею побит не был. Тем не менее, произведения художника в 2011 году продавались стабильно хорошо: все работы ушли в диапазоне 177–236 тысяч долларов.
БАРНАБИ ФЕРНАС Наводнение (Красное море). 2006 Источник: phillipsdepury.com | ЭУХЕНИО ДИТТБОРН Один, авиапочтовая картина №157. 2003–2004 Источник: phillipsdepury.com |
Чилийский художник Эухенио Диттборн (Eugenio Dittborn) создает свои «авиапочтовые картины» с 1984 года. Автор пришел к идее легко транспортируемых произведений искусства, которые он противопоставлял идеям тоталитаризма и ограничения свободы творческого высказывания. В основе «авиапочтовых картин» лежит простейший принцип: их можно много раз сложить и отправить бандеролью в любую точку мира. После перевозок они становятся даже более интересными: появившиеся сгибы, потертости и почтовые штампы делают их вещью с историей. Эухенио Диттборн неоднократно выставлялся в престижных институциях вроде Тейт и Галереи Саатчи, однако на вторичном рынке его работы почти не попадаются. С 1999 года его работ на аукционах было всего семь; среди них выделяется 10-метровая работа «Один, авиапочтовая картина №157», которая была продана за рекордные для Диттборна 16 тысяч долларов.
Марк Брэдфорд создает свои абстрактные работы в смешанной технике, сочетающей живопись и коллаж. Это «антрополог окружающей среды», для которого главным предметом изучения является его родной город Лос-Анджелес. Брэдфорд инкорпорирует в свои коллажи остатки постеров и уличной рекламы, достигая красивой и чувственной текстуры работ. Панно «Дьявол бьет свою жену» в мае 2012 года было продано за внушительные 450 тысяч долларов. А в мае этого года художник улучшил свой персональный рекорд до 720 тысяч долларов, что говорит о росте рынка его работ.
Японка Яеи Кусама (Yayoi Kusama) в 2008 стала самой успешной среди ныне живущих женщин-художниц, когда ее работа «№ 2» 1959 года ушла с молотка за рекордные 5,1 миллиона долларов. А работа «INFINITY-NETS WHXOTLO» формата 2 х 10 пока самая дорогая для Кусаиы в 2012: в феврале в Токио ее пустили с молотка за 1,4 миллиона долларов.
Как мы выяснили, монументальность — не всегда залог рыночного успеха, хотя впечатляющий формат зачастую играет на руку авторам. Конечно, можно подать гигантскую работу под соусом чего-то уникально большого (как в случае с Александру Бунеску), но главным условием рыночного успеха все же остается не размер холста, а размер таланта художника.
Источники: web.artprice.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20120628_largest_paintings.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20120628_largest_paintings.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.