Art Investment

Художники и цены

Специализированный фотоаукцион в РАД. Из 88 лотов продано 55

Перед началом аукциона, выступил Андрей Степаненко, генеральный директор ОАО «Российский аукционный дом». Он отметил, что это первый специализированный аукцион по фотографии в истории новейшей России и пожелал всем успеха в этом начинании.

За десять минут до начала торгов все выглядело не очень оптимистично: в зале находилось человек десять, а тех, кто, казалось, пришел покупать, среди них было и того меньше. Но к самому началу собралось около пятидесяти человек, что немало для любого аукциона по искусству этого года, а уж для специализированного по фотографии одно только это уже можно считать успехом. От среднестатистической аудитории наших последних обзоров собравшиеся отличались в первую очередь возрастом — 30–45 лет, по меркам антикварных аукционов молодые люди, среди которых примерно треть были женщины. Покупали в зале и мужчины, и женщины — всего человек пятнадцать, и в аукционной борьбе прекрасный пол, как обычно, показал, что хотя он и прекрасен, но отнюдь не слаб… Еще немного статистики, тем более что она очень позитивная: из 88 лотов продано 55, что составляет 62,5 процента — потрясающий результат; более того, 32 лота куплены в борьбе. Всего аукцион собрал 5 513 тысяч рублей, и мы можем смело сказать что первый блин точно не оказался комом. Поздравляем устроителей и всех любителей фотографии. Тем более что спрос на фотографии — это уже не просто тренд, а характерная черта нашего рынка, что мы каждый раз отмечаем в своих обзорах.

Но не обошлось без ложки дёгтя. Организаторы аукциона явно не читали нашу статью о типичных ошибках при ведении торгов. Первая и главная из них — все очень медленно. Создавалось впечатление, что ведущий специально тянет время, потому что ему нравится эта роль. Несмешную шутку можно пропустить мимо ушей, если она одна, ну две, ну три… Но когда шутки и комментарии следуют почти к каждому лоту — становится тяжело и хочется воскликнуть: «Ну давайте уже вернёмся к торгам!» Понятно, что задачу утомить участников аукциона ведением специально никто не ставил, но, к сожалению, этого побочного эффекта избежать не удалось. Достаточно сказать, что 88 лотов торговались больше двух часов, хотя торги в 10 шагов были только за один лот, все остальные — это один-два шага. При правильном ритме на торги в 100–120 лотов уходит не больше часа, и времени хватает на всё, включая юмор. Пожелаем организаторам устранить этот недостаток и не останавливаться на достигнутом результате. Ждем продолжения специализированных аукционов по фотографии.

А теперь — имена, цены, подробности…

Особенностью этих торгов стало то, что аукционная премия начислялась только после третьего шага. Таким образом, участникам, купившим лот после двух аукционных шагов, не нужно было дополнительно к цене платить премию аукционного дома. Как сказал ведущий, организаторы пошли на такие уступки по случаю первого аукциона фотографии в России.

Топ лотами этих торгов были три работы: «Двор» Александра Родченко, оцененный в 450–600 тысяч рублей (лот № 48), «Немецкие гимнастки» Лени Рифеншталь с эстимейтом 600–700 тысяч (лот № 47) и «Пещера» Ласло Мохой-Надя с эстимейтом 1,5–1,7 миллиона (лот № 44). Купили только фотографию Родченко. Видимо, зарубежные авторы пока еще не нашли своих почитателей, а может, показалось дороговато. На небольшой (10 х 7,7 см) винтажный отпечаток Родченко с авторским штампом на обороте была сделана заочная ставка по нижнему эстимейту, но один участник в зале решил побороться и купил снимок за 460 тысяч рублей. Винтажные отпечатки Родченко продаются на аукционных площадках в среднем от 100 до 500 тысяч рублей (в пересчете). Этот лот стал самой дорогой продажей торгов. Примечательно, что следующий лот — тот же «Двор» Родченко только в современной печати — при эстимейте в 10 раз меньше предыдущего снимка, 60–70 тысяч рублей, интереса у покупателей не вызвал.

На торгах хорошо была представлена военная фотография. За снимок Макса Альперта «Комбат» (лот № 11) развернулась нешуточная борьба: начав с нижнего эстимейта в 150 тысяч, участники делали следующие ставки (шаг в 10 тысяч), подключился телефонный оппонент, в итоге фотография досталась участнику из зала за 190 тысяч. Ранее фотографии Альперта, которые появлялись на различных торгах, либо не продавались, либо покупались в пределах эстимейта. В этом случае, снимок Альперта оценивался выше средней стоимости его работ, несмотря на позднюю печать, поэтому борьба за этот лот приятно удивила.

Из фотографии на военную тему на торгах выставлялся знаменитый снимок Дмитрия Бальтерманца «Горе», снятый в Керчи в 1942-м (лот № 13). При эстимейте 250–300 тысяч рублей фотография осталась непроданной. Согласно базе аукционных продаж ARTinvestment.RU, снимок Бальтерманца покупали на торгах Christies в Нью-Йорке в 2001-м за 3290 долларов, затем на аукционе Piasa в Париже в 2011-м за 4463 евро (6289 долларов), и на этих торгах в Российском аукционном доме снимок оценили в 10 400–12 480 долларов, явно завысив эстимейт вдвое. Возможно, поэтому его и не купили, а возможно, и из-за трагичного сюжета фотографии.

Участники не оставили без внимания и другие военные фотографии. Снимок «Южный фронт» Георгия Зельмы (лот № 29) купили за 38 тысяч; его винтажные работы стоят дороже, но в этом случае поздняя печать, так что эстимейт оправдал себя. Фотография Зельмы «Республика Нигер. Африка. Невеста», которую оценили в 200–250 тысяч, не нашла своего покупателя. Фотографию Ивана Шагина «Танковая атака на киевских маневрах» (лот № 64) приобрел телефонный покупатель по нижнему эстимейту — за 100 тысяч. Фотография одной из немногих женщин-фотографов Великой Отечественной Ольги Ландер впервые появилась на аукционной площадке. Вот только снимок не на военную тематику: лот № 36 «Разлив стали. Магнитогорск» 1967 год, винтажная печать. Купили за 40 тысяч, поздравляем с дебютом.

Снимок мастера авиационной фотографии Бориса Вдовенко «На параллельном курсе» (лот № 15) чуть было не ушел первому участнику, поднявшему свою табличку, но второму участнику помогла продолжить борьбу его спутница, вовремя поднявшая их табличку выше, чтобы заметил аукционист. Ведущий предположил, что у пары были сомнения и борьба, покупать или нет, но из зала было видно, как все происходило на самом деле. Снимок купили вторые участники за 53 тысячи.

Нешуточная борьба была за «Танец маленьких лебедей» Валерия Генде-Роте (лот № 19, винтажная печать, 1961). Торги начались с нижнего эстимейта — 45 тысяч. Двое участников-мужчин вступили в борьбу, делая шаги в 3 тысячи. На цене в 60 тысяч аукционный шаг увеличился до 5 тысяч, но уступать никто не хотел, и борьба продолжилась. На сумме в 80 тысяч участники задумались — на решения потребовалась пуаза. Борьба прекратилась, когда аукционист объявил шаг в 10 тысяч, и «Танец маленьких лебедей» купили за 100 тысяч, в два раза выше эстимейта. Фотографии шестидесятника Генде-Роте еще ни разу не появлялись на аукционных торгах, и эта продажа становится первой в аукционной статистике.

В целом раскупались очень активно фотографии классиков советской фотографии, пикториального фотоискусства: снимки Александра Гринберга «Ню» и «Большой пруд» (лоты № 3 и № 4) купили за 150 и 125 тысяч соответственно; «Ледокол “Красин” во льдах Арктики» Дмитрия Дебабова (лот № 22) — за 130 тысяч; «Спартакиада В.М.С.» Роберта Диамента (лот № 23) — за 90 тысяч; «Красная площадь ночью» Эммануила Евзерихина (лот № 24) — за 140 тысяч; «Восьмерка» Георгия Липскерова (лот № 37) — за 130 тысяч; «Болеро» Марка Маркова-Гринберга (лот № 39) — за 130 тысяч; сюрреалистичный кадр «Для связи с космосом» Якова Рюмкина (лот № 50) — за 100 тысяч; «Парусник “Товарищ” на Черном море» Александра Устинова (лот № 57) — за 81 тысячу; 4 снимка Евгения Халдея «Времена года» (лот № 61) купили за 300 тысяч. Эстимейты для работ этих фотографов были выставлены в пределах средних цен, по которым продавались авторские снимки на других аукционах. Адекватные цены — положительный результат. Исключение составляет снимок Роберта Диамента (больше известного по военным фотографиям флота и авиации), который продавался на торгах впервые.

Снимки американского фотографа Бретта Вестона (лот № 67, № 68) не нашли покупателя. Также не были проданы снимки фотографа и создателя интернет-ресурса Photographer.ru Андрея Безукладникова.

За фотографию Вадима Гиппенрейтера «Альпинисты» (лот № 73) велась небольшая борьба, но снимок достался участнику, который, как мне показалось, пришел только за одним этим снимком и ни в коем случае не хотел уступать. Он сидел впереди меня и приобрел только одну фотографию.

Приятным сюрпризом оказалась продажа снимков Бориса Смелова. Все три отпечатка легенды петербургской фотографии купили: «Натюрморт с колбой и часами» (лот № 79) ушел за 170 тысяч рублей, «Новая Голландия» (лот № 80) — за 160 тысяч и знаменитый «Курильщик» (лот № 81) — за 200 тысяч (все в пределах эстимейтов). Фотографии Смелова впервые появились на аукционной площадке в прошлом году, на торгах Piasa в Париже, и были куплены по ценам, которые в 2–3 раза меньше, чем на этих торгах. Это хороший показатель. Честно говоря, поначалу эстимейты показались завышенными, но фотографии в итоге нашли своего покупателя.

Последним лотом был снимок еще одного представителя петербургской школы фотографии, Андрея Чежина. Это еще один аукционный дебют, работы Чежина ранее не продавались на торгах. Фотографию «Посвящение Родченко и Лисицкому» купили за 65 тысяч рублей. И это стало последней продажей на первом аукционе фотографии в России.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20120605_rad_photo.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20120605_rad_photo.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

ЗВЕРЕВ Анатолий Тимофеевич (1931–1986) Петух. 1958 (71 × 50,2)

Текущая ставка110000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

АБАКУМОВ Михаил Георгиевич (1948–2010) Перед грозой. 2004 (17,8 × 74,5 см в свету)

Текущая ставка70000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

МАКО Сергей Александрович (1885–1953) Девочка с книгой. [1930–40-е] (92 × 73 см)

Текущая ставка15000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».