﴾XXI век﴿ АТАХАНОВ Азам Разиюллоевич (1964) Сон в Нерехте. 2011
Текущая ставка
80 000 RUB
Окончание торгов
10 Апр. 2020 12:00:00
﴾XXI век﴿ САВКО Александр Андреевич (1957) Сынок. 2014
Текущая ставка
30 000 RUB
Окончание торгов
10 Апр. 2020 12:00:00
ЗВЕРЕВ Анатолий Тимофеевич (1931–1986) Женский портрет. 1966
Текущая ставка
30 000 RUB
Окончание торгов
10 Апр. 2020 12:00:00

Роксанна Зарнегар: Если вы не будете формировать спрос — за вас это сделают другие
ARTinvestment.RU   19 февраля 2020

Исполнительный директор ARCIS — о современных требованиях к менеджменту коллекций и роли технологий, инноваций и открытий в жизни коллекционера

Роксанна Зарнегар одновременно и теоретик, и практик рынка. По мнению студентов института искусств Sotheby’s, она один из лучших преподавателей, заставляющих по-новому взглянуть на рынок искусства. Роксанна Зарнегар запустила первый электронный аукцион для Artnet, и при ней американский офис Christie’s добился лучших результатов в начале XXI века. С 2020 года Роксанна — исполнительный директор ARCIS, крупнейшего хранилища предметов искусства на территории США (Нью-Йорк).

Специалистом по аукционной работе Роксанна себя не считает: «Скорее, я “специалист по логистике со страстью к цифровым инновациям”! В свое время я потратила годы на то, чтобы в Christie’s поняли, как нужно работать с искусством и коллекционерами. Мы запустили программу поддерживающих мероприятий, которые затем вели к продажам. В Artnet я пришла с базой прикладных знаний, которые тем не менее помогли создать виртуальную среду для сделок в мире искусства».

ARTinvestment.RU: Вы намеренно сказали мир искусства, а не рынок искусства?

Роксанна Зарнегар: Конечно.

AI: Можно узнать почему?

Р.З.: Для себя я определила следующую терминологию: произведения, которые продаются в течение календарного года, формируют рынок искусства. А те, что находятся в частном владении, — составляют мир искусства. Именно в мире искусства коллекционер обладает возможностью, недоступной на рынке: он может открывать новые имена, формируя спрос. Рынок как таковой лишь верхушка айсберга, торговая площадка с официальными цифрами.

AI: Кстати, о цифрах. Когда люди говорят об объеме рынка искусства, то чаще всего упоминают $67 млрд — его годовой оборот. Стоимость искусства в частном владении почти в пятьдесят раз выше — около $3 трлн, однако об этом многие забывают. Что происходит с активами в частном владении, когда они ждут выхода на рынок?

Р.З.: В мире искусства между покупкой и продажей с произведениями совершается множество действий: их хранят и экспонируют, исследуют, изучают провенанс, передают в залог, размещают в арт-фондах и пр.

AI: Год назад, будучи спикером Cube.Collectors Summit в Москве, вы сказали: «Денежный перевод не является конечной точкой арт-сделки: после его совершения настоящая жизнь предмета искусства только начинается». Вы имели в виду управление коллекцией?

Р.З.: Да, речь была об управлении. Я действительно считаю, что сделка является лишь спусковым крючком. Гораздо важнее действия коллекционеров перед продажей и после нее: они могут как способствовать заключению выгодной сделки, так и свести усилия сторон на нет.

AI: Многие исследователи в области экономики искусства отмечают влияние провенанса и ухода за коллекцией на результаты последующих аукционных продаж. А что заметили вы, работая главным операционным директором в Christie's Americas?

Р.З.: Качественный провенанс и уход за коллекцией необходимы для здоровой экосистемы торговли искусством. Это совершенно разные понятия, однако у них есть сходство: они сильно влияют на капитализацию актива. В прошлом уход за коллекцией означал только хранение и консервацию, но сегодня появляются новые стандарты, которые предполагают хранение, экспонирование и продажу произведений искусства под крышей одного специально построенного здания. Общий принцип таков: чем меньше вы тревожите искусство, тем в большей безопасности оно находится. Поверьте, с искусством можно работать, даже когда оно физически не двигается с места.

AI: После Christie’s вы занимали должность старшего вице-президента по аукционам и частным продажам в Artnet. В чем основное различие между физическим и онлайн-аукционом?

Р.З.: Прежде всего различаются каналы продаж. Традиционный аукцион, говоря языком технологий, — это «высокочувствительное соединение», индивидуальный подход в работе с коллекционером. Цифровой, или онлайн-аукцион, предполагает быстрые результаты и широкую географию продаж.

AI: Что нового цифровые площадки предлагают в работе с коллекционером?

Р.З.: Смотрите, торговые онлайн-платформы существуют уже более 15 лет. В последние 7–10 лет они стали особенно активно развиваться. Это связано с приходом нового поколения коллекционеров, готового воспринимать и новое искусство, и новые технологии его покупки, — в частности, за последние 7 лет оборот искусства, проданного онлайн, вырос более чем на 100 %. Далее, уходит поколение авторов, имен, которых знали и покупали. Одновременно год за годом приходят новые талантливые художники с работами, достойными рынка, — но рынок о них не знает. Поэтому, на мой взгляд, первейшая задача арт-технологий — познакомить коллекционера и художника так, чтобы первый захотел покупать работы второго, а сегодня, к сожалению, большинство бизнес-идей связано с торговлей и увеличением прозрачности рынка.

AI: Чем доверительное управление активами, которым занимается ваша компания ARCIS отличается от единоличного управления коллекцией?

Р.З.: В нашей модели «доверительное управление» означает минимум привлеченных компаний — третьих лиц к работе с владельцами искусства. Менеджмент становится более «внутренним» и осуществляется штатными сотрудниками. Фактически это аналог семейного офиса. ARCIS создавалась для удовлетворения нужд коллекционера, а одним из главных его требований всегда был индивидуальный подход и ограниченное количество посредников.

AI: Свой опыт вы передаете студентам направления «арт-бизнес» — в частности, института искусств Sotheby’s. Можно ли научить студента управлять коллекцией?

Р.З.: Я считаю, что управление коллекцией — это набор лучших практик, которые могут в равной степени использовать куратор, коллекционер или инвестиционный менеджер. По сути все они стандартны, но варьируются применительно к задачам каждой из этих специальностей в зависимости от множества переменных. Студенты получают общие базовые знания, но мыслить нестандартно и вариативно, быть свободным на поле инноваций, технологий и открытий, к сожалению, школа не учит.

AI: Сегодня многие занимаются самообразованием в самых разных областях деятельности. В последнее десятилетие было опубликовано немало руководств по управлению коллекциями. С точки зрения практика: что в этих книгах упущено?

Р.З.: К сожалению я не видела ни одного издания, которое бы стандартизировало управление коллекциями. Книги и руководства посвящены каждое «наилучшей практике» авторов, которую они успешно применяли в работе.

AI: … и если бы вы написали такую книгу, как бы звучали три лучших совета коллекционерам от Роксаны Зарнегар?

Р.З.: Совет первый: работайте с технологиями. Чтобы сделать мир искусства лучше, необходимо использовать новейшие разработки и инструменты. Совет второй: создавайте инновационные бизнес-модели. Изучайте негативный опыт участников рынка — он быстрее вдохновит вас. И третий совет: постоянно открывайте для себя мир искусства, расширяйте свои познания и ищите новые ниши и новых авторов. Например, сегодня гораздо большего внимания заслуживает цифровое искусство — новая среда для художников, чтобы работать и творить через элементы игры. Запомните главное: если вы не будете формировать спрос — за вас это сделают другие.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/interviews/20200219_interveiw.html
https://artinvestment.ru/en/invest/interviews/20200219_interveiw.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх