Навстречу BRAFA 2015. Фонд культурного наследия Короля Бодуэна покажет выставку «Бельгийский коллекционер»
ARTinvestment.RU   13 января 2015

Интервью с Домиником Алларом — директором Фонда Короля Бодуэна, почетным гостем ярмарки BRAFA (Брюссель)

Уже совсем скоро, 24 января в Бельгии стартует Брюссельская ярмарка искусства BRAFA. Отметить 60-летний юбилей культурного события устроители решили по-особому. Вместо традиционного приглашения в качестве почетного гостя одного из известных музеев организаторы отдают дань уважения бельгийской культуре коллекционирования и ее главным проводникам. Воплотить идею выставки «Бельгийский коллекционер», произвести отбор и показать частные коллекции Бельгии BRAFA помог Фонд Культурного Наследия Короля Бодуэна. О принципах работы и возможностях этой авторитетной институции порталу ARTinvestment.RU рассказал Доминик Аллар (Dominique Allard) — директор Фонда Короля Бодуэна.

ARTinvestment.RU: Культурные фонды создаются по разным причинам. В России состоятельные люди зачастую открывают именные фонды для собственного продвижения. В Великобритании арт-фонды часто представляют собой инструмент управления капиталом. Некоторые швейцарские арт-фонды позволяют делать анонимные инвестиции и повышать стоимость коллекций посредством выставок. Но все вышеперечисленные мотивы, очевидно, не применимы к Фонду Культурного Наследия Короля Бодуэна. Господин Аллар, какова основная идея Фонда?

Доминик Аллар: Фонд Короля Бодуэна был создан для того, чтобы сделать жизнь людей лучше. Это, конечно, очень емкое понятие. Фонд, как записано в Уставе 1976 года, это «независимая структура, которая поддерживает оригинальные идеи и создает новые проекты». Фонд Короля Бодуэна поддерживает проекты и людей, которые обязуются создавать лучшее общество.

Фонд Культурного Наследия образован тридцать лет назад в рамках Фонда Короля Бодуэна. Начиная с 1988 года, благодаря поддержке Национальной Лотереи, Фонд Наследия делает все возможное, чтобы произведения искусства оставались в Бельгии, сохранялись и выставлялись на обозрение широкой публики. До 1995 года самыми важными проектами Фонда были реставрационные работы: крупные холсты, полихромная скульптура, шпалеры и т. д. Затем большее развитие получило приобретение важных для Бельгии произведений искусства и документов.

Фонд Культурного Наследия Короля Бодуэна передает все полученные им предметы, бумаги и пр. музеям в постоянную аренду. Таким образом, они остаются доступными для каждого зрителя.

Фонд Культурного Наследия поддерживается благодаря финансовым грантам Фонда Короля Бодуэна. Тем не менее он действует независимо и у него есть собственный Управляющий Комитет.

AI: Считается, что бельгийское законодательство и способ ведения бизнеса благоприятны для создания арт-фондов; говорят, что даже французские коллекционеры предпочитают Бельгию для хранения своих коллекций и создания арт-фондов. Так ли это? И что именно привлекает коллекционеров в Бельгию?

Д. А.: Бельгийское законодательство создало безопасную и благоприятную базу для открытия и деятельности фондов. Правила ясны и хорошо работают. Фискальный режим тоже поддерживает публичные институции, в частности фонды, особенно в Брюсселе. Ну и традиционно Бельгия была и остается излюбленным местом для коллекционеров, здесь они чувствуют себя как дома, приезжают издалека, обмениваются опытом.

AI: Произведения, приобретенные Фондом, активно экспонируются в крупнейших бельгийских музеях. А есть ли возможность познакомиться с ними за рубежом, на музейных или иных выставках?

Д. А.: Со временем и благодаря многочисленным пожертвованиям Фонд смог собрать ценную коллекцию. Сегодня около 7 000 произведений искусства и 6 архивных фондов посредством системы постоянной аренды открыты для всеобщего обозрения более чем в 20 музеях и организациях по всей Бельгии.

Работы из нашей коллекции могут также быть переданы во временную аренду для выставок как в Бельгии, так и за рубежом. В этих случаях для нас важно, чтобы выставка представляла арендуемое произведение на должном для него уровне.

AI: Какими проектами, связанными с сохранением культурного наследия, или приобретениями Фонд особенно гордится?

Д. А.: Например, в 2010 году сестры Собора Богоматери в Намюре передали в дар Фонду Короля Бодуэна Сокровище Уго д’Уани (Hugo d’Oignies). Это уникальное собрание произведений из драгоценных металлов в основном религиозного характера, созданных в XIII веке. Коллекция включает около 15 работ, созданных братом Уго д’Уани и его мастерской. Тончайшая работа, высочайшее техническое мастерство, редчайшие и ценные металлы, отличная сохранность и особенно история этого сокровища принесли коллекции мировую славу.

Cокровище Уани (The Treasure of Oignies) — свидетельство высочайшего качества готического ювелирного искусства. Уго д’Уани использовал множество техник, в которых работали мастера маасской школы и которые, кстати, применяются и в современном ювелирном деле. Очень сложное, но идеально сбалансированное сочетание черни, филиграни, резьбы и форм, выплавленных или созданных посредством чеканки, иногда полированных, сделало его работы такими гармоничными. Легкость, мягкость и изобретательность выделяют работы Уго д’Уани в ряду произведений его современников; мастер, обладающий собственным языком, оставил нам поистине уникальное наследие.

Коллекция сокровищ Уго д’Уани доверена Музею Старого Искусства в провинции Намюр, где сейчас и экспонируется.

AI: Как Фонд узнает о предметах, которые могут пополнить его коллекцию? У коллекционеров, в аукционных домах, галереях, на ярмарках и т.д.?

Д. А.: В основном от музейных кураторов: узнав о скорой продаже произведения, относящегося к бельгийскому наследию, они обращаются в Фонд Наследия. Но мы также обязаны следить сами за предстоящими аукционами и ярмарками.

AI: Существует ли в Фонде экспертный совет, который утверждает закупку?

Д. А.: Фондом Наследия руководит Управляющий Комитет, в который входят известные специалисты в области бизнеса и культурного наследия, а также частные коллекционеры. Комитет определяет приоритетные направления и долгосрочную стратегию деятельности Фонда, следит за тем, чтобы финансовые средства расходовались согласно поставленным целям.

Комитет по Закупкам, состоящий из специалистов по истории искусства и арт-рынку, дает рекомендации Фонду относительно приобретения тех или иных предметов и документов; высказывает свое мнение о предлагаемых в дар коллекциях или отдельных произведениях.

Комитет по Контролю решает, где разместить то или иное приобретение. Он следит за условиями хранения и экспонирования наших работ, а также способствует их продвижению. Каждый член комитета обладает опытом по хранению и управлению предметами искусства.

AI: Возможно ли иностранным, скажем, российским учреждениям культуры обратиться за поддержкой к Фонду Короля Бодуэна? Если да, то какого рода может быть эта поддержка?

Д. А.: Фонд Короля Бодуэна в основном сконцентрирован на Бельгии и Европейском Сообществе. Но российские музеи, которые экспонируют бельгийское искусство, могут сделать запрос о реставрации произведения.

AI: На ярмарке BRAFA 2015 Фонд курирует выставку «Бельгийский коллекционер». По каким критериям отбирались произведения для этой экспозиции?

Д. А.: Выставка «Бельгийский коллекционер» прежде всего призвана показать все богатство и разнообразие бельгийских частных коллекций. Здесь мы покажем исключительно коллекции, чьи обладатели ищут безопасные и ориентированные на будущее решения для сохранения своих собраний. Сберечь цельную коллекцию можно, например, передав ее в дар государственному музею, или создав новый фонд, или обратившись к уже существующим специализированным фондам.

Здесь будут представлены только те вещи, которых вы не увидите в ближайшее время ни на ярмарках, ни на арт-рынке.

AI: Каковы вкус и характер типичного бельгийского коллекционера?

Д. А.: Глаз бельгийского коллекционера отличает смелость и разборчивость. Бельгийский коллекционер очень терпелив в ожидании предмета искусства или артефакта — будет ждать его на протяжении многих лет. Зачастую он не гонится за модой и аукционными котировками. Он смесь страсти, скромности и благоразумия. Кстати, именно поэтому не все коллекционеры приняли наше приглашение участвовать в выставке: не желали, например, играть роль «звезды».

AI: В России мы ощущаем проблему старения коллекционера. У тех, кому немного за тридцать, преобладают совсем иные увлечения. И лишь немногие молодые люди пополняют ряды собирателей искусства. Какова ситуация в Бельгии? Как вы стимулируете данную традицию?

Д. А.: Нам не нужно никого стимулировать. Бельгиец уже рождается коллекционером. Именно эта страсть так обогатила наши музеи.

26 января в 16:00 на площадке ярмарки начнется встреча с Домиником Алларом и Томасом Лейзеном на тему «Коллекционер — ключевая фигура в процессе сохранения нашего культурного наследия».

Расписание всех лекций BRAFA Art Talks можно посмотреть здесь.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/interviews/20150113_allard_el.html
https://artinvestment.ru/en/invest/interviews/20150113_allard_el.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх