Даугавпилс против Центра Марка Ротко
ARTinvestment.RU   04 сентября 2013

Интервью с Фаридой Залетило – автором идеи и организатором Mark Rothko Center Daugavpils

Латвийский город Даугавпилс в этом году вызвал необычный международный интерес в связи с открывшимся здесь Центром современного искусства имени Марка Ротко. Родной город художника (в 1903 году Двинск Витебской губернии, в 2013 – латвийский город на границе с Белорусией) обладает сегодня единственным в Восточной Европе музеем, где есть подлинники Ротко, наследие которого представлено главным образом в США. Помимо мемориальной миссии Ротко Центр стремится стать средоточием культурных инициатив и проектов по художественной истории региона.

Конкурентов на этом пути у центра нет – город представляет собой индустриальные развалины, плавно переходящие в огороды. На этом фоне свежеотреставрированное здание  арсенала, где находится Rothko Center,  выглядит немного сюрреалистично, но в целом позитивно. Официантки музейного кафе серьезны и важны – позднее утро, а в кафе десять человек, поэтому кофе это долго, берите ланч. На встречу приходит Фарида Залетило, главный куратор Mark Rothko Center Daugavpils. Именно ее инициатива  и личное  знакомство с наследниками художника привели к появлению центра.

- Фарида, как происходил выбор здания для Ротко Центра и долго ли длилась реставрация?

- Мы несколько лет обсуждали возможность строительства специального здания центра, но никак не могли найти подходящей территории. Заброшенное кладбище или индустриальные окраины не казались подходящими местами для будущего центра. Тогда возникла идея сделать центр в исторической крепости, любимом детище Александра  I — арсенале, где русские цари останавливались по пути из Петербурга в Варшаву. Ремонт происходил очень быстро. В апреле прошлого года после многолетних ходатайств мы наконец получили первую сумму денег из европейских фондов. Нам предлагали сделать ремонт за полтора года – до сентября 2013, когда должны были состояться мероприятия в честь 110-летия со дня рождения Ротко. Однако, выделив деньги, фонды довольно скоро забеспокоились и стали настаивать на том, чтобы центр открылся весной и начал демонстрировать посещаемость. Так что нам пришлось открыться в апреле с полуготовой экспозицией и большими планами на будущее. То есть ремонт здания арсенала мы успели сделать за 11 месяцев.

- Невероятный темп. Удалось ли сейчас сделать все то, что не успели к открытию?

- Сейчас, спустя четыре месяца после soft opening, центр работает в полном объеме. Помимо постоянной экспозиции уже состоялось несколько временных проектов, связанных с художественной культурой и историей региона.

- Что входит в постоянную экспозицию Центра?

- Это шесть полотен Марка Ротко – «Мать и дитя», 1940; «Жертвоприношение Ифигении», 1942; «Верховный жрец», 1945, «№7 (Оранжевый и шоколадный)», 1957; «№ 10 (Коричневый, синий, сиена на темно-винном)», 1963 и «Без названия (мультиформа)», 1948.

В центре работает кинозал, где можно посмотреть фильмы BBC  и Национальной галереи,  «Марк Ротко. Абстрактный гуманист» Айзи Моргенштерна, «Red» (спектакль Джона Логана о жизни Марка Ротко с Альфредом Молиной в главной проли – прим. Е.К.), интервью с дочерью Кейт и другие важные видеоматериалы о Ротко. Здесь также есть библиотека, где пока представлены только основополагающие вещи — книги, журналы, статьи, каталог-резоне живописных работ, подготовленный Дэвидом Анфемом. Надеюсь, в скором времени Дэвид завершит и каталог-резоне графических работ Ротко, над предыдущим он работал 9 лет...

Помимо этого в постоянной экспозиции центра — фотографии, книги и любимые пластинки художника.  Также мы осуществили одну из идей-фикс Ротко, воссоздали так называемую silent room  — комнату-лабиринт, куда можно прийти и молчать.

- Что стало отправной точкой в работе с пространством центра? Очень красивая идея с пустыми холстами, которые расставлены вдоль стен.

- Спасибо. Ротко был крайне щепетилен в отношении показа своих работ, и очень требователен к пространству и освещению. Ко всей среде. И мы постарались соблюсти все его пожелания. Велась работа с архивами, записками, воспоминаниями. Мебель, которую вы видите в центре, восстановлена по фотографиям из мастерской художника. Хотелось не только лучшим образом показать каждый объект, но и создать гармонию с пространством арсенала. Мы старались проявить максимально трепетное отношение к зданию. Все сделано с нежностью и деликатностью. Чистота и простота без отвлекающих моментов.

- Как вам удалось получить подлинники Ротко?

- Все произведения были предоставлены детьми художника – Кейт и Кристофером Ротко – на правах долгосрочной аренды. Семья оставляет за собой право поменять то или иное произведение в экспозиции, если оно понадобится для другого проекта, предоставив нам взамен что-то еще.  Наследники Ротко также финансово поучаствовали в доставке работ в Латвию, они добавили 30 000 долларов, которых не хватало музею.

- Как происходил выбор работ? Почему в основном ранние произведения?

- По мнению детей Ротко, ранние вещи лучше всего подходят для города, где прошло детство художника. Нам очень повезло, что в экспозицию вошла важная работа переходного периода «Без названия. Мультиформа» и шедевры сюрреалистической живописи Ротко. Кристофер вообще убежден, что мир когда-нибудь откроет для себя этот период 30-40 годов, что Ротко-сюрреалист недооценен. К моему огромному сожалению, когда Национальная галерея Вашингтона хотела предоставить нашему центру на несколько лет  два полотна классического периода, музею не удалось найти денег на страховку этих произведений. Это два потрясающих масштабных полотна классического этапа его творчества. Однако в нашем распоряжении есть слайды, принты и архивные материалы из Национальной галереи, которая сегодня является обладателем крупнейшего собрания Ротко в мире, унаследовав собрание Фонда Ротко.

- Центр финансируется муниципально?

- Да. Изначально планировалось, что 49 процентов бюджета возьмет на себя государство, 51 процент – город, но государство довольно быстро вышло из проекта, оставив на себе только зарплаты персонала. Понятно, что это достаточно дорогое удовольствие для нашего бедного города, даже при том, что на отдельные цели удается найти деньги в европейских фондах. На недавних муниципальных выборах редкий кандидат не обещал избирателям, что реорганизует Ротко Центр. Местные жители относятся крайне отрицательно к музею, несмотря на то, что это приводит в город новых людей и новую жизнь…

- Сколько человек посетило музей с момента открытия?

- За первые три месяца в музей пришли 32000  посетителей, причем важно понимать, что подавляющее число людей специально для этого приехали в Даугавпилс. Это совершенно невероятные показатели для города, откуда все только уезжали последние десятилетия. Очень серьезным успехом является то, что среди этих людей есть не только иностранные арт-туристы, но и сами латыши, которые крайне редко покидают местность, где они родились.

- Это серьезный довод…

Который, однако, не мешает разговорам о непосильном бремени на плечах наших налогоплательщиков. Так что можно сказать, что самое тяжелое в работе центра  – это взаимодействие с местной общественностью.

- С международной общественностью взаимодействовать легче?

- Совершенно верно. Каждый сентябрь у нас проходит международный симпозиум, на котором присутствуют ведущие эксперты по Ротко из Вашингтона, Базеля, Нью-Йорка, Сан-Диего и др. Первый пленер прошел в 2005 году, инициатива стала ежегодной, за это время у нас побывали представители крупнейших музеев, фондов, знаменитые искусствоведы и кураторы со всего света.

- Кого ожидаете на следующий симпозиум?

- В год Риги – культурной столицы Европы, мы организуем целую серию мероприятий, на чтения приедут сэр Норман Розенталь, нью-йоркский критик Джон Янг, куратор Дэвид Анфем и множество других именитых гостей. Возможно снова прилетит на симпозиум Кейт Ротко. Мы планируем организовать специальный поезд Рига-Даугавпилс, на котором все желающие смогут приехать на чтения в Ротко Центр.

- Как вы видите цели на ближайшее будущее?

- Я очень надеюсь на то, что центр станет рентабельным и мы сможем делать новые и новые выставки, приглашать хороших авторов, проводить научные мероприятия. У центра есть великолепная база для этого. Отдельное крыло отведено под резиденцию, мини-гостиницу для гостей центра. Сейчас, например, у нас проходит международный керамический симпозиум, в рамках которого работают десять художников из разных стран, а по итогам состоится выставка. Очень важно собрать вокруг центра имена, которые по рождению или творчеству связаны с Даугавпилсом, таких, например, как Соломон Гершов, Жак Шапиро или Морис Киш… Это огромный пласт культуры  и Марк Ротко – только купол над всем этим богатством.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/interviews/20130904_rothko_museum.html
https://artinvestment.ru/en/invest/interviews/20130904_rothko_museum.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх