Злобные нападки на искусствоведов
Перевод материала, опубликованного на сайте InCoRM.org
27 апреля две книги о художнице русского авангарда Наталии Гончаровой подверглись резкой критике в интернет-журнале Art Investment: статья под заголовком «Фальсификации в искусстве: русские эксперты должны защитить творчество Наталии Гончаровой» вышла по материалам ТВ-пресс-конференции, состоявшейся накануне.
Авторы этих научных публикаций — весьма уважаемые и широко известные западные историки искусства. Речь идет о книгах: «Гончарова» Энтони Партона (Anthony Parton’s, Goncharova: The Art and Design of Natalia Goncharova), опубликованной Antique Collector’s Club, Англия, в октябре 2010, и 1-м томе каталога-резоне «Наталия Гончарова: ее творчество между традицией и современностью» (Denise Bazetoux’s Natalia Gontcharova: son oeuvre entre tradition et modernité / Natalia Goncharova: Her Work Between Tradition and Modernity) Дениз Базету, опубликованной Arteprint, Брюссель, в марте 2011.
Видимой причиной нападок стало обвинение в том, что «60–70 % работ», репродуцированных в этих изданиях, — «подделки» или «фальшивки».
Никто из участников пресс-конференции, выдвинувших эти обвинения, не делал публикаций о Гончаровой, ни у кого из них нет оснований называть себя специалистом или экспертом по ее творчеству.
Прежде чем составить мнение об аутентичности работ того или иного художника, необходимо отсмотреть и изучить как можно большее число его произведений. Но те лица, чьи высказывания приводит Art Investment, открыто признали, что они не видели эти «60–70 %» (в общей сложности около 2000 произведений). Какие именно вещи они считают поддельными, неизвестно.
Далее мы приводим обвинения тех, чьи слова передает Art Investment, и ответим на них настоящими фактами.
ОБВИНЕНИЕ
Искусствоведы «никогда не обращались в Третьяковскую галерею» за консультацией в отношении работ, которые они собирались включить в книги, — заявили две представительницы Третьяковской галереи Ирина Лебедева и Ирина Вакар
ОТВЕТ — ЛОЖЬ
Третьяковская галерея официально и формально разрешила репродуцировать все принадлежащие ей работы, воспроизведенные в книге Энтони Партона. Музей был полностью осведомлен о проекте.
Дениз Базету состояла в переписке с сотрудницей Деревянко (External Service Department) в марте 1999 года, от которой, однако, было получено гораздо меньше информации, чем она запрашивала. Базету также пыталась поговорить по телефону с мадам Мией (Madame Mia) в Галерее, от которой она не получила ответов на свои расспросы.
Библиотека Кандинского в Центре Жоржа Помпиду в Париже, напротив, оказала полное содействие ученой в ее исследованиях. Базету открыли доступ к чрезвычайно важным и обширным архивам Гончаровой, а также к ее работам, хранящимся в запасниках музея.
ОБВИНЕНИЕ
По словам выступавших, как сообщает Art Investment, многие из произведений принадлежат «частным коллекционерам». «Мы не знаем, кто они».
ОТВЕТ — ПРАВДА
Коллекционеры предпочитают сохранять свою анонимность, и Петр Авен в том числе. В этом нет ничего нового, и русские издания следуют этой практике.
ОБВИНЕНИЕ
«Проверить аутентичность подделок несложно: они все были написаны в наши дни, и любая технологическая экспертиза это подтвердит», как сказал Петр Авен.
ОТВЕТ — ФАКТ
Мистер Авен, очевидно, не знает того, что большое число опубликованных в каждой из этих двух книг картин — кроме работ из «официально признанных» российских музейных коллекций (а почему нет?) — имеют заключения «технологических» экспертиз от известных и уважаемых ученых, в которых те без тени сомнения утверждают, что работы не были «написаны в наше время», а были выполнены по меньшей мере 60 лет назад. Кроме того, большое число работ прошло через торги нескольких известных аукционных домов.
ОБВИНЕНИЕ
«Мы связались с издателями этих книг, — сказал Джеймс Баттервик, — чтобы проинформировать их о сложившейся ситуации, но их ответом было: “Мы доверяем профессору Партону”».
ОТВЕТ — СЛАВА БОГУ
А почему они должны сомневаться в его прекрасной репутации? На основании фактов нет конкретных причин сомневаться в том, что 100 % опубликованных в обеих книгах работ — более 3000 — принадлежат руке Наталии Гончаровой.
ВОПРОСЫ от ART INVESTMENT
«Почему [Запад] не боится реакции из России?» — спрашивает Art Investment (который финансирует Петр Авен)? «Потому, что авторитет нашей экспертизы на Западе не безупречен».
НАШ ОТВЕТ
В последние несколько лет российская и западная пресса писала о недостатке доверия к Третьяковской галерее по ряду поводов. Кроме того, в России нет квалифицированных публикующихся экспертов, занимающихся «русским периодом» творчества Гончаровой. Художница окончательно покинула Россию в 1915 году и до своей смерти в 1962 году жила в Париже. Большая часть ее работ и архивов остались на Западе. Энтони Партон и Дениз Базету, десятилетиями изучавшие ее работы, остаются наиболее квалифицированными авторами и исследователями творчества Наталии Гончаровой.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/fakes/20110701_malicious_attacks.html
https://artinvestment.ru/en/invest/fakes/20110701_malicious_attacks.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.