Artist of the week: Gregory Pozhidaev
Even the name of the artist I write for-разному and doemigratsionny period of his life, unfortunately, sources have provided a number of imaginary events and circumstances. Yet he left a bright, distinctive mark on the history of theater, cinema and painting
Даже имя художника пишут по-разному, а доэмиграционный период его биографии, к сожалению, источники снабдили целым рядом мнимых событий и обстоятельств. Между тем он оставил яркий, самобытный след в истории театра, кино и живописи.
Художник театра и кино, живописец и график Григорий Анатольевич Пожидаев родился 13 января 1894 года в г. Ялте Таврической губернии (метрическое свидетельство № 7845. РГАЛИ. Ф. 680, оп. 2, ед. хр. 2617, лист 7а об.). Назван в честь деда. В личном деле ученика Московского училища живописи, ваяния и зодчества (РГАЛИ. Ф. 680, оп. 2, ед. хр. 2617, лист 2) находится копия свидетельства о том, «что в метрической книге, хранящейся в архиве консистории, Иоанно-Златоустовской церкви города Ялты в 1 части за 1894 год под № 4 мужского пола значится следующий акт: “Тысяча восемьсот девяносто четвертого года тринадцатого дня родился, а 22 числа того же месяца крещен Григорий. Родители его: дворянин Анатолий Григориев Пожидаев и законная жена его Анна Васильевна, оба православные, восприемники были: отставной штабс-капитан Борис Ильич Зафиропуло и вдова поручика гвардии Клеопатра Петрова Пожидаева”».
Отец будущего художника, Анатолий Григорьевич Пожидаев, был потомственным дворянином. Род Пожидаевых был утвержден в потомственном дворянстве Указом Правительствующего Сената по Департаменту Герольдии от 4 августа 1853 года за № 5417 и «внесен в первую часть дворянской родословной книги Курской губернии»: лист 3, Свидетельство Курского Дворянского Депутатского собрания за № 9 1691 лист (РГАЛИ. Ф. 680, оп. 2, ед. хр. 2617, л. 7а об.).
В 1911 году Г. А. Пожидаев окончил Одесский кадетский корпус. Аттестат Одесского кадетского корпуса № 3417 приложен к документам. Приписан к призывному второму участку города Одессы. Свидетельство о приписке к призывному участку № 3396 (РГАЛИ. Ф. 680, оп. 2, ед. хр. 2617, л. 15).
В 1914 году Пожидаев подал прошение для поступления в фигурный класс живописного отделения МУВЖЗ. В 1914 году в Москве проживал: Владимиро-Долгоруковская ул., Кабанихин пер., д. 22, кв. 2. 18 ноября 1914 года принят в фигурный класс МУЖВЗ (РГАЛИ. Ф. 680, оп. 2, ед. хр. 2617, л. 9), учился у А. Е. Архипова и Н. А. Касаткина.
В июне 1915 года Пожидаев состоял учеником МУЖВЗ. Имел право на отсрочку по отбыванию воинской повинности для окончания образования до 24-летнего возраста (РГАЛИ. Ф. 680, оп. 2, ед. хр. 2617, л. 12), то есть до этого времени в боевых действиях участия не принимал.
30 января 1916 года Пожидаев состоял учеником МУВЖЗ (РГАЛИ. Ф. 680, оп. 2, ед. хр. 2617, л. 13). Имеющаяся в ряде источников информация о том, что «осенью 1916 перешел в С.-Петербургскую АХ, занимался под руководством Д. Н. Кардовского и Г. Р. Залемана», подтверждения в архивах не нашла. В РГИА, где находится фонд 789 ВХУ при АХ до 1917 года, личное дело Пожидаева отсутствует. Формулировка «перешел в С.-Петербургскую АХ» также не является правомочной. Ученики МУВЖЗ, закончив училище и сдав экзамены, допускались к конкурсу в ВХУ при АХ. Лучшие поступали. Перевод из среднего учебного заведения в высшее был невозможен.
О пребывании Пожидаева в Петербурге (Петрограде) на данный момент ничего не известно. «В 1917 году оставил учебу, поступил декоратором в Интимный театр и вместе с театром переехал в Москву», — сообщает нам справочник «Художники русского зарубежья» О. Л. Лейкинда, К. В. Махрова, Д. Я. Северюхина. Пожидаев действительно работал в Петроградском Интимном театре Б. С. Неволина, но в период пребывания театра в Москве (на афише 1916 года из архива семьи К. Я. Голейзовского указан московский адрес Интимного театра: Москва, Б. Дмитровка, угол Козицкого переулка).
13 августа 1916 года Пожидаев подал прошение в Совет императорского русского театрального общества о своем зачислении в действительные члены ИТО; в разделе «профессиональная деятельность» указал, что в сезон 1915–1916 он работал в двух театрах — Интимный театр, Народный дом, проживал в Москве (РГАЛИ. РТО Ф. 641, оп. 1, ед. хр. 886). В Интимном театре оформил спектакли «Человек», «Наказанный зверь», «Бригадирша» и «Музыкальная табакерка».
Сотрудничал с балетмейстером К. Я. Голейзовским с 1916 года. В 1916–1917 оформил в Интимном театре три его постановки: в 1916 — балет «Козлоногие» («Пляска нимф и козлоногих») на музыку И. А. Саца (балет был возобновлен в 1918 в оформлении Пожидаева), сразу после него — балет-пантомиму «Выбор невесты» на музыку М. А. Кузмина (Голейзовский и Пожидаев, кроме того, участвовали в этом спектакле как актеры), а в 1917 — «Три интермедии» (совместно с В. Вороновым). Самой значительной совместной работой Пожидаева и Голейзовского был балет Н. Н. Черепнина «Маска Красной смерти» (1919) в Большом театре (не осуществлен). В 1919 оформил в Первой показательной балетной студии ТЕО Наркомпроса в Москве две постановки Голейзовского: балет «Арлекинада» на музыку С. Шаминад (в оформление участвовал Голейзовский) и концертный номер «Дивертисмент» на музыку А. Гречанинова, А. Давиденко, Л. Половинкина, М. Блантера, В. Ребикова, Э. Грига, П. Чайковского, Р. Дриго, Л. Минкуса, К. (?) Лядова. В архиве семьи К. Я. Голейзовского имеется документ — заказ художнику Г. Пожидаеву на выполнение 24 рисунков к «Дивертисменту» от 7 августа 1919 года.
В 1919 году Голейзовский и Пожидаев написали сценарий «Гамелен, или Революция победит», собираясь поставить в сотрудничестве с Н. И. Сац спектакль для подростков (балет или пантомиму) на тему Французской революции; но эти планы не были осуществлены.
В 1921 году Голейзовский и Пожидаев разработали проект организации «самостоятельного балетного дела», который должен был быть осуществлен при Советском театре — бывшем театре С. И. Зимина. «…Проект художников Касьяна Голейзовского и Григория Пожидаева об организации специальной балетной труппы и балетных спектаклей в Советском театре (быв. Опера Зимина)» был подан в начале августа 1921. Предполагалось, что «…Касьян Голейзовский и Григорий Пожидаев предоставляют управлению театра либретто, музыку, эскизы декораций и костюмов… В репертуар первых балетных спектаклей войдут:
1) “Происшествие в Версале” в 5 кар. муз. Люлли, Моцарт, Рамо,Скарлатти
2) “Сеньор Формика” по Гофману в 7 карт. Муз. Е. Павлова
3) “Маска Красной смерти” по Э. По — в 2-х карт. муз. Черепнина
4) “Фавн” в 1 карт. муз. Дебюсси
5) “Маски” в 1 карт. муз. Дебюсси
6) “Белая месса” в 1 карт. муз. Скрябина
7) “Элегическая прелюдия” в 1 карт. муз. Метнера…»
Проект остался на бумаге.
В России участия в выставках Пожидаев, вероятнее всего, не принимал. Участие в выставках Григорию Анатольевичу приписывается благодаря другому художнику — Александру Александровичу Пожидаеву (1884–?), подразумевая опечатку в начальной букве имени. Немногие известные биографические сведения об А. А. Пожидаеве приводить здесь нет необходимости, нам важно лишь то, что выставлялся он (МОЛХ) с 1906 года (в 1906-м Григорию Пожидаеву было 12 лет), экспонировал пейзажи и портреты. Проживал до 1929 года: Москва, Зубовская площадь, Долгий пер., д. 10, кв. 4 (РГАЛИ. Ф. 660, оп. 1, № 1330, л. 148 — 1906 год; РГАЛИ. Ф. 660, оп. 1 д. 1388, л. 260 — 1907 год; РГАЛИ. Ф. 681, оп. 1 ед. хр. 1963, 1922–1929 годы). Этот адрес позволяет безошибочно разделить в выставочных каталогах двух художников.
Уехал Григорий Пожидаев из России не ранее 1921 года — об этом свидетельствуют документы из архива семьи К. Я. Голейзовского о совместной работе с Пожидаевым в Москве. Покинув Россию, сменил имя Григорий на более привычное европейскому слуху имя Георгий, или, как его еще называли, Жорж (Georges), стал подписываться латинскими буквами: Pozedaev, Georges A. de Pogedaïeff. Расхождения в написании фамилии, вероятнее всего, объясняются не псевдонимом, а некорректным переводом на русский язык. Недолго работал в Национальном театре в Бухаресте, затем в Праге, где исполнил декорации для труппы Анны Павловой.
В 1922 году в № 12–13 журнала «Театр», посвященном пропаганде русского сценического искусства за границей, в небольшой заметке о «нарождающемся в Берлине новом “Русском театре”» (речь идет о «Русском романтическом театре» Б. Г. Романова) мелькает фамилия Пожидаева. Вместе с Г. Лукомским и П. Челищевым Пожидаев приступил к работе над декорациями и эскизами для новых постановок театра. Декорации и костюмы к «Пиру Гудала» (на музыку А. Г. Рубинштейна из оперы «Демон») не остались незамеченными и вызвали резкую критику («Театр», 1922, № 15).
До 1924 года Пожидаев жил в Берлине, оформлял спектакли и концертные номера в кабаре «Синяя птица», «Русском романтическом театре» Б. Г. Романова. После «Пира Гудала» вместе с Г. Лукомским и П. Челищевым работал над оформлением других постановок этого театра. В 1922 в Берлине работал декоратором в театре-кабаре «Карусель»; в театре миниатюр «Маски», созданном режиссером Б. С. Неволиным по образцу Интимного театра. Сотрудничал с режиссером М. Рейнгардтом. В 1922 состоялась персональная выставка Пожидаева в галерее «Der Sturm». В 1924 работал декоратором русско-немецкого театра-кабаре «Бабочка» в Берлине.
В 1924 году он перебрался в Вену, руководил постановочной частью и был сценографом венского театра-кабаре «Москауер Кунст-Шпиле», провел персональную выставку декораций и костюмов в Neue Galerie.
В 1925 году художник обосновался в Париже. Работал для театра «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева, оформлял спектакли русского репертуара в Мадриде и Барселоне. В 1927 создал эскизы костюмов и написал 62 портрета для съемочных интерьеров фильма «Страсти Жанны д’Арк» (режиссер К.-Т. Дрейер), часть этих живописных работ была выставлена на персональной выставке художника в галерее Шарпантье в Париже. «Чудесны его перевоплощения в переходах от рейнгардтовских эскизов к иезуитам и солдатам к Орлеанской Деве, и от них — к боярщине русского средневековья», — писала об этих портретах эмигрантская газета «Русское время» 16 ноября 1927 года. Сотрудничал с кинорежиссером Абелем Гансом — в частности, в 1928 году был художником его фильма «Конец мира».
В 1935 году состоялась персональная выставка в Каннах.
В 1937 году Пожидаев оставил сценографию. Занимался живописью и графикой, писал пейзажи, портреты и натюрморты. Создавал книжные иллюстрации, в частности выполнил иллюстрации к произведениям Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова. Выполнил иллюстрации к роману П. Клоделя «Sainte Agnes» («Святая Аньес», 1947) и цикл «Апокалипсис» (предисловие Луи Рео, 1949–1952). «Апокалипсис» был показан на выставке значительных книг года в Национальной библиотеке в Париже (1949). В 1952 году демонстрировал цикл «Апокалипсис» на персональной выставке.
Пожидаев провел несколько персональных выставок в парижских галереях: L. Reimann (1946), J. Allard (1948), Durand-Ruel (1952), Margaritt (1955), R. Creuse (1958).
Написал поэму «Четыре ветра» (журнал «Возрождение», 1954).
Жертвовал свои работы в пользу Объединения русских адвокатов во Франции (1927), в пользу русских военнопленных (1942), Особому комитету по сбору средств на ремонт Св. Александро-Невского собора в Париже (1955, 1958) и др.
Кавалер ордена Почетного легиона (1953) Григорий Анатольевич Пожидаев скончался 3 августа 1971 года в Менербе — небольшой деревне в Провансе. Похоронен на местном кладбище.
Послесловие. В настоящее время в искусствоведческой литературе существуют разночтения в написании фамилии и имени художника, приводятся биографические данные (в подавляющем большинстве относящиеся к доэмиграционному периоду жизни и творчества Г. А. Пожидаева), которые не соответствуют действительности. К таковым следует отнести все иные, не упомянутые в настоящем тексте, варианты имени, фамилии и даты рождения, сведения об учебе в Николаевском Кадетском корпусе, службе в Гусарском полку, участии в боевых действиях, переходе из МУВЖЗ в ВХУ при АХ, работе в Петербурге, дате отъезда, участии в выставках и т. д.
Увидеть театральную графику Г. А. Пожидаева до 27 декабря 2012 можно на выставке «Художники театра Касьяна Голейзовского. 1918–1932» в галерее «Элизиум».
Источники:
- «Художники театра Касьяна Голейзовского. 1918–1932». Каталог выставки. М.: Галерея «Элизиум». 2012. С. 186–209.
- artrz.ru
- dommuseum.ru
- Рашит Янгиров. Хроника кинематографической жизни русского зарубежья. М., 2010. Т. 1. С. 392.
- artinvestment.ru
- spbvedomosti.ru
Permanent link to:
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20121212_pogedaeff.html
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20121212_pogedaeff.html
© artinvestment.ru, 2024
Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.