Art Investment

Рашетт Жак-Доминик

1744–1809

Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Рошет, Яков Иванович

БИОГРАФИЯ

РАШЕТТ (Рошет) Жак-Доминик (Яков Иванович) (Rachette Jacques-Dominique)

14 декабря 1744 (Монпелье, Франция) — 10 июня 1809 (Санкт-Петербург)

Скульптор, художник декоративно-прикладного искусства, график.

Родился в семье французского скульптора Д. Рашетта. Учился в Королевской Академии живописи, скульптуры и архитектуры в Копенгагене у профессора Ж.-Ф.-Ж. Салли. В 1763 за рельеф «Переход через Красное море» был награжден золотой медалью, в 1764 за барельеф «Царица Савская в гостях у Соломона» удостоен большой золотой медали.

В 1765–1766 жил в Париже. Некоторое время занимался в Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже, где пользовался советами Ж.-М. Вьена. В 1765 был арестован и помещен в Бастилию за содействие министру российского правительства графу С. Р. Воронцову в сманивании французских мастеров на русскую службу.

Во второй половине 1760-х возвратился в Данию. Неоднократно совершал попытки стать членом Копенгагенской Академии, в частности в 1770 представил статую Юпитера, но избран не был. Годом позже за статую «Юпитер-громовержец» все же был признан «назначенным» в академики.

С начала 1770-х жил в Германии. В 1773–1777 работал над скульптурным оформлением замка в Вандсбеке близ Гамбурга.

В 1779 был приглашен князем А. А. Вяземским в Петербург на должность модельмейстера Императорского фарфорового завода. Приняв приглашение, Рашетт приехал в Россию и плодотворно работал на заводе двадцать пять лет (до 1804). В 1779 выполнил два аллегорических барельефа на исторические темы и восемь медальонов в зале общего собрания Сената в Петербурге (не сохранились). В 1784 создал модели для «Арабескового сервиза», состоящего из 937 предметов, темой скульптурного украшения которого послужило завоевание Екатериной II Черного моря. В том же году избран почетным членом Королевской Академии художеств в Берлине. В 1785 был удостоен звания академика ИАХ.

В 1785–1787 выполнил скульптурное оформление экстерьера здания Холодных бань, построенного в Царском Селе по проекту Ч. Камерона, и интерьера Агатовой комнаты в нем. В 1789 по заказу А. А. Безбородко изваял статую Екатерины II в образе Сивиллы в Царском Селе. В конце 1780-х — начале 1790-х работал над серией фарфоровых фигурок петербургских ремесленников и торговцев, а также над циклом статуэток этнографического характера «Народности России», основой для которого послужила книга И. Г. Георги «Описание всех в Российском государстве обитающих народов».

В 1794 избран адьюнкт-профессором, в 1800 удостоен звания профессора скульптуры. Участвовал в оформлении Большого каскада фонтанов в Петергофе, для которого выполнил статуи «Юнона», «Юпитер», «Галатея», а также две скульптурные группы «Наяды с тритонами».

По приглашению А. Н. Воронихина создал барельефы для Казанского собора. «Вход Иисуса Христа в Иерусалим» и «Взятие Иисуса Христа воинами в вертограде». Работал в области скульптурного портрета.

В 1999 в Государственном Русском музее прошла ретроспективная выставка произведений мастера.

Рашетт — выдающийся скульптор и мастер декоративно-прикладного искусства второй половины XVIII — начала XIX века, представитель зрелого классицизма с характерной для него ориентацией на античную эстетику, идеализацией образов природы и человека, идеями гражданского долга и героизма. Произведениям скульптора присущи строгая уравновешенность объемов, четкость форм, пластическая ясность и гармоничность. Важной особенностью творчества Рашетта является перенесение классицистических принципов в мелкую пластику, благодаря чему его фарфоровые статуэтки по глубине замысла и внутренней значительности не уступают монументальной скульптуре. Время работы мастера на ИФЗ по праву называется «рашеттовским периодом».

Произведения Рашетта находятся в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Государственной Третьяковской галерее, в Государственном музее керамики и «Усадьбе Кусково XVIII века», Музее Метрополитен в Нью-Йорке и других.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».