1905–1986
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
График, живописец
Из семьи ученого-рентгенолога М. И. Немёнова. В юности вместе с семьей переехала в Петроград. Училась в Петрограде (Ленинграде) во Вхутемасе — Вхутеине (1922–1926) у К. С. Петрова-Водкина, Н. И. Альтмана, В. В. Лебедева. Посещала Школу П. Н. Филонова во Вхутеине (Коллектив мастеров аналитического искусства).
Осенью 1929 благодаря рекомендации А. В. Луначарского, близко знакомого с ее отцом, направлена для продолжения художественного образования в Париж. Познакомилась с А. Н. Бенуа, С. В. Чехониным, М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой, П. Пикассо, А. Марке, Ф. Леже, А. Барбюсом. Пять месяцев посещала Academie Moderne Ф. Леже на Монпарнасе (1930); получила диплом художника рекламного дела, некоторое время работала художником в компании Citroen. Приняла участие в Осеннем салоне и салоне Сверхнезависимых (1930).
Около 1933 вернулась в СССР. Жила в Ленинграде. Была замужем за художником В. И. Курдовым. Работала в технике автолитографии; сотрудничала в Экспериментальной литографской мастерской ЛОССХ под руководством Н. А. Тырсы (с 1937). Создавала портреты, городские пейзажи, жанровые изображения.
Занималась книжной графикой. Создала иллюстраций к книгам: «Манон Леско» аббата Прево (1936; литография), «Истинный рай» Р. Олдингтона (1939; тушь, перо).
В начале Великой Отечественной войны эвакуирована в Казань. Вместе с Н. И. и А. А. Костровыми работала в Большом драматическом театре; оформила постановку пьесы К. Гольдони «Слуга двух господ» (1941–1942), совместно с А. А. Осмёркиным исполнила эскизы костюмов к пьесе А. Н.Островского «Горячее сердце».
В 1944 вернулась в Ленинград. Во второй половине 1940-х — 1980-х выполняла в технике рисунка и литографии портреты цирковых и театральных артистов, знаменитых людей творческих профессий (Д. Д. Шостакович, В. Д. Дудинцев, Д. А. Гранин), выдающихся деятелей мировой и отечественной культуры (Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. А. Блок, А. А. Ахматова, Б. Л. Пастернак, О. Уайльд, Ф. Кафка, М. Пруст, Ч. Чаплин, Ф. Леже, И. Монтан, С. Синьоре); создала графические «репортажные» серии (наброски мизансцен, портретов актеров в роли, артистов за кулисами) к постановкам БДТ, гастрольным спектаклям московских театров (Театр на Таганке, «Современник», Театр Советской Армии) и зарубежных трупп (Национальный народный театр, Париж; Будапештский театр) по заказам Ленинградского театрального музея. Выполнила цикл работ по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1972–1975).
Параллельно на протяжении всей жизни занималась живописью; создавала натюрморты, композиции жанрового содержания, портреты: «НЭП» (вторая половина 1920-х), «Балерина» (1929), «Вид в окно. Париж», «Мансарды. Париж», «Натюрморт», «У витрины», «Рыбы» (все — 1930), «Женщина в зимнем пальто», «Кондукторша», «Сад», «Творог» (все — 1930-е), «Дом напротив» (1944), «Розы в стеклянной вазе» (1948), «Портрет художника В. В. Пакулина», «Девушка-железнодорожница» (оба — около 1950) и другие.
С 1923 — участница выставок (выставка петроградских художников всех направлений в Петрограде). В конце 1920-х сблизилась с объединением «Круг художников», участвовала в 3-й выставке общества в залах Русского музея (1929). Член ЛОССХ (ЛССХ, ЛОСХ). Участвовала в выставках: портрета (1933), картин ленинградского Областного Дома художников (1933), автолитографий ленинградских художников (1939), ленинградских художников (1941, 1945, 1947) в Ленинграде; произведений ленинградских художников в Киеве (1938); «Молодые художники РСФСР» (1941), Всесоюзной художественной выставке (1946) в Москве; «Ленинградская графика. 1941–1945» (1945–1946, передвижная по городам УССР); работ ленинградских графиков в Риге, Тукуме, Лиепае (1946), Таллине и Тарту (1946); «Ленинградская книжная графика» в Ленинграде и Москве (1947). Произведения Немёновой экспонировались на зарубежных выставках: «Литографии 27 советских художников» в Лондоне (1961), «Современное искусство в Советском Союзе» в Мюнхене (1965), «Ленинградская графическая мастерская» в Нью-Йорке (1967), «Советская печатная графика» в Штутгарте (1971). Провела выставку своих театральных зарисовок в ленинградском Доме кино (1953).
Выставки произведений художницы состоялись в Санкт-Петербурге (1993) и Москве (2007).
Творчество представлено в ряде музейных собраний, в том числе в Государственном Русском музее, Музее современного искусства в Нью-Йорке и других.
Artnet Intelligence Report 2025: год Магритта, нецифровые миллениалы и ближневосточный офис арт-рынка
25.03.2025Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
24.03.2025Открыт 254-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
24.03.2025Открыты 573-и торги аукциона ARTinvestment.RU
24.03.2025Литература: Брейнард Кэрри. Как добиться успеха в мире искусства / Ширли-Энн О'Нил и Лора О'Хара. Хорошее искусство само себя не продаст
21.03.2025«Перегретый арт-рынок» 2006–2008. Зарубежные торги. Часть 3
18.03.2025Открыт 253-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
17.03.2025Открыты 572-е торги аукциона ARTinvestment.RU
17.03.2025«Перегретый арт-рынок» 2006–2008. Зарубежные торги. Часть 2
14.03.2025Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе