1899–1982
График, живописец, художник-монументалист, художник декоративно-прикладного искусства
Училась в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петрограде (1916–1917), Вхутемасе в Москве (1920–1925) у Н. П. Ульянова, Н. А. Удальцовой, А. Д. Древина, Р. Р. Фалька. В 1925 выполнила дипломную работу — картину «Хромой мальчик».
Жила в Москве (1920–1941, 1944–1982), в 1942–1943 находилась в эвакуации в Чебоксарах. Была замужем за художником, венгром по происхождению В. С. Тоотом (с 1921). В 1960 (после реабилитации Тоота) посетила Будапешт.
Создавала пейзажи, портреты, жанровые композиции, натюрморты; работала преимущественно в технике акварели. Автор станковых работ (акварель): «Ликбез» (1930), «Девочка» (1938), «Письмо с фронта» (1942), «Сирень» (1955), «Гладиолусы» (1967); серий пейзажей «Архипо-Осиповка» (1935), «Новый Афон» (1939), «Чувашия» (1943), «Удмуртия» (1946), «Новгородская земля» (1950–1955), «Подмосковье» (1956–1958), «Закарпатье» (1959), «Эстония» (1975); цикла портретов «Передовики производства завода “Серп и Молот”» (1949–1950). Выполнила ряд живописных произведений.
Ездила в творческие командировки на Риддерстрой в Восточном Казахстане, нефтепромыслы Баку, угольные шахты Донбасса. Автор текста и иллюстраций книги «Риддерстрой. Рассказ художницы» (М., 1931).
Много работала в области книжной графики; сотрудничала в издательствах «Посредник», «Молодая гвардия», ГИЗ, Детиздат, «Росгизместпром» и других. Создала иллюстрации к книгам: «О попах» Д. Бедного (1930), «Господин Бергер подает в отставку» А. Д. Иркутова (1930), «Изобретатель» М. И. Чачко (1931), «Тансык» А. В. Кожевникова (1932), «Майка» З. Александровой (1933), «Уголек и другие рассказы» Е. Е. Горбуновой-Посадовой (1934), «Детский календарь» (1934–1956, в соавторстве с другими художниками), «Девочка-чумазая» А. Л. и П. Н. Барто (1948; совместно с Е. А. Афанасьевой), «Очки» А. Л. Барто (1949), «Конь-огонь» В. В. Маяковского (1951) и другим. Рисовала для журналов «Мурзилка», «Колхозные ребята», «Дружные ребята».
Выполнила монументально-декоративные витражи: «Купающиеся дети», «Юные планеристы», «Дети с плодами», «Пляска детей» для Городского дома пионеров в Москве (1935). Выполнила панно «Пахота» для павильона «Зерно» на ВСХВ (1938–1939), панно на темы жизни детей для Детского театра Дворца культуры им. С. П. Горбунова в Москве (1939–1940).
Работала в области прикладного искусства. Вместе с Е. А. Афанасьевой занималась разработкой мебели для детского сада (1940). Создавала эскизы росписи фарфоровых изделий на Дулёвском фарфоровом заводе (1951–1957).
С 1927 — участница выставок (1-ая Всеукраинская выставка Ассоциации революционного искусства Украины в Харькове). Член общества РОСТ (1927–1929), МОССХ (с 1932). Участвовала в выставках: 1-й передвижной выставке живописи и графики (1929), «Искусство третьего, решающего года пятилетки» (1931), «Художники РСФСР за XV лет» (1935), работ московских художников (1936), акварельной живописи московских художников (1937, 1956, 1957, 1960), женщин-художников (1938, 1939, 1948, 1951, 1952, 1960, 1967, 1975), Всесоюзная выставка молодых художников, посвященная 20-летию ВЛКСМ (1939), 7-й выставке МССХ (1940), «Лучшие люди завода “Серп и Молот”» (1949), «Живопись и графика московских художников» (1956), «Памятники истории и культуры нашей Родины в произведениях московских художников» (1968) в Москве и других. Экспонент ряда зарубежных выставок: «Графика и книжное искусство СССР» в Амстердаме (1929), русской графики в Риге (1929), «Художественно-кустарной выставки СССР» в Нью-Йорке, Филадельфии, Бостоне, Детройте (1929). Провела персональные выставки в Коломне (1951), Москве (1964).
Похоронена на Введенском кладбище в Москве.
Племянник художницы — Георгий Дмитриевич Кизевальтер — известный художник-концептуалист, один из основателей группы «Коллективные действия».
Творчество представлено в ряде музейных собраний, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Чувашском государственном художественном музее и других.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе