Art Investment

Художники и цены

Маревна

1892–1984

Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Воробьева-Стебельская, Мария Брониславовна, Марья Маревна

БИОГРАФИЯ

ВОРОБЬЁВА-СТЕБЕЛЬСКАЯ Мария Брониславовна (урожд. Воробьёва; псевд.: Маревна, Марья Маревна)

14 февраля 1892 (Казанская губерния близ Чебоксар) — 4 мая 1984 (Лондон)

Живописец, график, скульптор, художник декоративно-прикладного искусства

Дочь актрисы Марии Розанович (в замужестве — Воробьёвой), в двухлетнем возрасте была удочерена польским дворянином Брониславом Викентьевичем Стебельским. Детство провела в Тифлисе, училась в Тифлисской Школе изящных искусств (1907–1908). В 1910 приехала в Москву и поступила в Строгановское художественно-промышленное училище (1910–1911). В 1911 совершила путешествие в Рим, затем полгода жила на острове Капри у Максима Горького, предложившего молодой художнице подписывать свои работы псевдонимом Марья Маревна. В 1912 поселилась в Париже, в «Улье». Познакомилась с И. Г. Эренбургом, М. А. Волошиным, а также со многими представителями парижской художественной жизни: М. Шагалом, Ж. Браком, А. Модильяни, Ж. Кокто, Ф. Леже, А. Матиссом, П. Пикассо, Х. Сутиным и другими.

Занималась в Русской Академии М. В. Васильевой (1912) у скульптора С. Ф. Булаковского, посещала Академии И. Зулоага и Ф. Коларосси (1912). В 1915 познакомилась с Д. Риверой, под его влиянием обратилась к кубизму. В 1919 у них родилась дочь Марика (впоследствии — известная мексиканская актриса), в 1921 рассталась с Д. Риверой, который вернулся в Мексику.

Писала натюрморты, пейзажи, портреты, ню, жанровые композиции. Работы середины 1910-х отмечены декоративизмом и интенсивной эмоциональностью. Пристрастие к кубистическим формам и выраженной геометрической линии она сохранила на протяжении всей творческой жизни, сочетая в стилистике поздних работ элементы кубизма и пуантилизма. В пуантилизме художница видела близость к византийским мозаикам, фрескам и коврам, виденным ею в детстве на Кавказе. Автор групповых портретов — воспоминаний «Друзей с Монпарнаса» (1950–60-е).

С 1921 Маревна сотрудничала с домами мод: Юсуповых «ИрФе», Поля Пуаре. Занималась изготовлением расписных шалей, ручным ткачеством.

В 1936 переехала на юг Франции, жила в Ницце, Жуан-Ле-Пэн, Каннах. С 1948 жила в Англии, в Педлтауне, с 1955 — в собственном доме в районе Иллинг (вместе с дочерью).

С 1912 — участница выставок. Экспонировалась в салонах Тюильри (с 1912), Независимых (с 1913), Осеннем салоне (с 1919), на выставках: русских художников в галерее «Whitechapel» в Лондоне (1921); в кафе «Ротонда» (1925), Международной выставке художественно-декоративных искусств (1925, показывала сумки, гобелены, пояса, ткани, отделки к платьям и пальто, шали), «Безумные годы Монпарнаса» в Гран-Пале (1979) в Париже; «Неоимпрессионизм» в музее Гугенхайма в Нью-Йорке (1968); «Женщины — художницы Парижской школы» в Женеве (1975) и других. Провела персональные выставки в Париже: в галереях Г. Кана «Quotidien» (1929), «L. Zborovsky» (1936), «Roux» (1942), «Claude» (1953); Лондоне — в галерее «Lefevre» (1952), на фестивале «Leiceter» (1977), в фойе театра «Hammersmith» (1980); в музее Пти Пале в Женеве (1971).

Мемориальные выставки состоялись в галереях «Cooling» (1990) и «Wildenstein» (1992, приурочена к 100-летию со дня рождения) в Лондоне, «Harcouts» в Сан-Франциско (1990), Государственной Третьяковской галерее в Москве (2004). Ретроспективная выставка «Маревна и Монпарнас» прошла в Музее Бурделя в Париже (1985).

Маревне принадлежат две книги мемуаров: «Жизнь в двух мирах» (первое издание — 1962, Лондон; первое издание в России — 1990, Москва) и «Моя жизнь с художниками “Улья”» (в 1974 издана в Нью-Йорке, в 2004 — в Москве).

Наиболее крупное собрание произведений находится в Музее современного искусства в Женеве. Творчество представлено также в собрании Музея Монпарнаса в Париже, частных коллекциях.

Источники:

  1. Лейкинд О. Л., Махров К. В., Северюхин Д. Я. Художники русского зарубежья. 1917–1939. Биографический словарь. СПб., 1999. С. 414–415.
  2. Маревна (1892–1984). Каталог выставки. Государственная Третьяковская галерея. М., 2004.
  3. Парижская школа. 1905–1932. Из музейных и частных собраний Франции, Швейцарии и России. Каталог выставки. ГМИИ им. А. С. Пушкина, М., 2011. С. 285.
  4. Русское зарубежье во Франции. 1919–2000. Биографический словарь. М., 2010, т. 2. С. 140.
  5. Строгановка. Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище. 1825–1919. Биографический словарь. М., 2007, т. 2. С. 227.
  6. Толстой А. В. Художники русской эмиграции. М., 2005. С. 36.

Рекомендуем прочитать

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

ГОРБАТОВ Константин Иванович (1876–1945) Рива дельи Скьявоне. Венеция. 1930-е — начало 1940-х (50 × 59,8 см)

Текущая ставка100 RUB
Окончание торгов2024-05-24 12:00
сделать ставку

ВЕЧТОМОВ Николай Евгеньевич (1923–2007) Ночные бабочки. 1999 (47,2 × 73 см)

Текущая ставка100 RUB
Окончание торгов2024-05-24 12:00
сделать ставку

МАКОВСКИЙ Владимир Егорович (1846–1920) Джентльмен. 1917 (22 × 15,6 см)

Текущая ставка10000 RUB
Окончание торгов2024-05-24 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».