Art Investment

Художники и цены

«Художник и время. Рисунок эпохи романтизма» в ГТГ

В рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники» 26 мая открывается выставка «Художник и время. Рисунок эпохи романтизма». В экспозиции — около 200 произведений графики таких художников, как К.П. и А. П. Брюлловы, А. Г. Венецианов, М. Н. Воробьёв, К. К. Гампельн, О. А. Кипренский, А. Молинари, В. А. Тропинин, А. П. и П. Ф. Соколовы и другие.

Для посетителей, которые ценят изысканность и красоту графики, открывается вторая выставка цикла «Художник и время». На ней собраны лучшие образцы рисунка крупнейших мастеров первой половины XIX столетия. Графическое наследие эпохи романтизма демонстрирует расцвет рисовальной культуры, послужившей эталоном мастерства для последующих поколений художников.

Рисунки и акварели современников героев романа «Война и мир» живо и непосредственно отзывались на поиски новых этических и эстетических ценностей. Их дарили близким и друзьям, брали в путешествия и военные походы, ими украшали интерьеры дворянских особняков. Популярность завоевали новые темы и жанры: интерьер, камерный портрет и автопортрет.

В эпоху романтизма на смену парадным видам городских и парковых ансамблей пришли камерные изображения усадеб. На выставке представлены графические листы М. Н. Воробьёва, Сильв. Ф. Щедрина, А. П. Брюллова, К. И. Рабуса, в которых нашло воплощение многообразие пейзажного жанра. Поэтизация частной жизни и уюта домашнего очага стимулировала интерес к теме интерьера в русском искусстве. Изящные анфилады комнат, гостиные, детские, кабинеты рисовали и знаменитые мастера, и безымянные дилетанты.

Наряду с интерьерами экспозиция включает модные в начале XIX столетия альбомы, силуэты и образцы рукоделия — композиции, вышитые бисером. Посетители увидят уникальный деревянный столик, столешница которого украшена натюрмортом работы Ф. П. Толстого. Здесь же демонстрируется самая обаятельная часть наследия Толстого — натюрмортная графика, листы с изображением цветов и фруктов, где порой художник помещал то сидящую на листке муху, то капли росы, готовые соскользнуть с листа. Эти «обманки» вызывали восторг современников и по сей день не оставляют зрителей равнодушными: завораживает своеобразная романтическая игра, соревнование с природой, когда мастер с легкостью превращает видимое в совершенные образцы искусства.

Камерный пастельный портрет продолжал оставаться непременным атрибутом почти каждого дворянского дома, хотя и не имел столь широкого распространения, как в XVIII веке. Самым интересным пастелистом в 1810–20-е годы был А. Г. Венецианов. Ярким и привлекательным явлением эпохи стали портреты, исполненные карандашом и акварелью. Взлетом карандашного портрета считается творчество О. А. Кипренского, создавшего целую галерею поэтических образов современников.

С середины 1820-х ведущей техникой камерного портрета становится акварель. Одним из первых к ней обратился П. Ф. Соколов. Расцвет акварельного портрета связан также с именами К. П. и А. П. Брюлловых. В их работах появилась новая форма акварельного портрета, сочетающего черты парадности и интимности.

В начале XIX века появился жанр автопортрета. Образ темпераментного художника-романтика создал в экспрессивных автопортретах А. О. Орловский. Восхищение современников острой, полной импровизационного блеска манерой художника передал А. С. Пушкин строками из поэмы «Руслан и Людмила»: «Бери свой быстрый карандаш, / Рисуй, Орловский, ночь и сечу!»

Часть представленных на выставке рисунков происходит из собрания самого П. М. Третьякова. Работы из коллекций его современников И. С. Остроухова и И. Е. Цветкова поступили из Музея иконописи и живописи им. И. С. Остроухова и из Государственной Цветковской галереи. Коллекция и по сей день пополняется благодаря приобретениям и дарам.

Источник: пресс-релиз ГТГ


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20160524_risunok_romantizma.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20160524_risunok_romantizma.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».