Art Investment

Художники и цены

«Феномен Литовской школы. Западная фотография в СССР»

Сегодня, 16 сентября, в Центре фотографии имени братьев Люмьер открывается выставка «Феномен Литовской школы. Западная фотография в СССР». Она продолжает серию выставок, посвященных советской фотографии эпохи оттепели и следующих десятилетий. Говоря об истории советского фотоискусства, невозможно обойти вниманием Литовскую школу, которая оказала принципиальное влияние на развитие фотографии в СССР.

В 2009 году небольшой ретроспективой Александраса Мацияускаса Фотогалерея имени братьев Люмьер открыла проект «Классики литовской фотографии». В продолжение и дополнение этой темы в течение года готовилась выставка «Феномен Литовской школы. Западная фотография в СССР». Эта выставка объединила более 250 знаковых работ трех классиков литовской фотографии — Антанаса Суткуса, Александраса Мацияускаса, Виталия Бутырина, — участников легендарной выставки в московском Центральном Доме журналиста в 1969 году, после которой впервые в журнале «Советское фото» появился термин «Литовская школа».

Выставка «9 литовских фотографов» произвела эффект разорвавшейся бомбы. Вдруг обнаружилось, что на советской почве произрос диковинный нездешний плод. На общем фоне советской фотографии литовские авторы выделялись своеобразной национальной эстетикой, особым художественным языком с резкими ракурсами, крупными планами, деформациями, жесткой графичностью. Картины сельской жизни и городские сценки, снятые, как правило, широкоугольным объективом в резком ракурсе, были очень не похожи на репортажи других фотографов. Коллег просто ошеломляло то чувство свободы, с которым литовские мастера подходили к выбору тем и художественных приемов.

На фоне довольно стандартных портретов ударников производства, строительных кранов и комбайнов на пшеничных полях портреты небритых деревенских мужиков и грустных пионеров Суткуса, натуралистичные сцены бойкой рыночной торговли Мацияускаса, а уж тем более метафизические фотомонтажи с обнаженной натурой Бутырина выделялись своей нерепродуцируемой европейскостью, что в общем-то неудивительно: литовцы всегда считали себя частью Европы и формировали национальное видение мира в фотографии, опираясь на опыт европейского репортажа, искусства начала ХХ века.

Лидер литовской школы Антанас Суткус вспоминал: «С одной стороны, мы хотели показать, что мы не Советский Союз. А с другой, для нас главным была не “национальная идея”. Главным было все-таки показать человека, нашего, простого человека. Знаете, тогда не было модно снимать бедных, плохо одетых людей. Это считалось пессимизмом. Психологизм тоже оценивался как пессимизм».

Советские фоторепортеры воспринимали литовцев соратниками по нонконформизму, но в тоже время завидовали им. Литву называли «фотографической республикой», потому что там цензуры было меньше, чем в других союзных республиках, и оттепель продлилась дольше. Сорок лет назад только литовцам разрешили создать свой Союз фотохудожников, фотографы получили возможность зарабатывать деньги официальными заказами, издавать свои альбомы и каталоги, у них появилась свои галерея, музей. Но главное — они могли посылать свои работы на международные выставки, что позволило литовцам стать частью мирового фотографического процесса уже в те годы: Мацияускас в 1978 участвовал в выставке «18 европейских фотографов» в Брюсселе, и уже в следующем году его работы были представлены на выставке «Современная европейская фотография» в Венеции; Бутырин в 1975 принял участие в «I триеннале» в Фрибурге, Швейцария; работы Суткуса показывали в Лондоне на выставке «4 литовских фотографа» в 1974.

Литовские фотографы тогда были законодателями моды в художественной фотографии мира. На их работы равнялись. В 1970-е годы все первые места на международных выставках занимали литовцы. Именно литовские фотомастера изменили господствовавшее тогда фотографическое мышление: от одиночных снимков с четко выделенным сюжетно-важным элементом кадра они перешли к многоплановым композициям, к тематическим сериям и циклам.

Готовя этот проект, организаторы собрали лучшие работы из знаменитых серий трех главных законодателей литовский школы.

Серия всей жизни Антанаса Суткуса «Люди Литвы», представленная на выставке, охватывает две основные темы его творчества — портреты современников, в основном простых деревенских людей, и сцены их повседневной жизни. Его портреты и репортажно-жанровые снимки — это своего рода притчи. Документальность, подкрепленная очень высокой техничностью, остротой видения и великолепным чувством момента делают его снимки духовной фотолетописью эпохи.

Знаменитые серии Мацияскуса — «Демонстрации», «Литовские деревенские рынки» и «Ветеринарные клиники», — которые будут впервые показаны в таком полном объеме, произвели революцию в умах целого поколения тогдашних фотографов. Широкоугольник «Руссар», в руках Мацияускаса ставший новым изобразительным инструментом, позволяющим расширить взгляд на внутренний мир и окружающую жизнь, вмиг превратился в самый востребованный и дефицитный фотографический объектив.

Впервые за много лет Центр фотографии имени братьев Люмьер, являющийся владельцем фонда Виталия Бутырина — одного из самых известных фотографов Литвы, которого в России знают, пожалуй, хуже других мастеров литовской школы, покажет на выставке большое собрание работ фотохудожника. Мастер фотомонтажа, Бутырин испробовал, вероятно, все способы химической трансформации снимка, создавая свои визуальные метафоры. Уникальность творческого метода Бутырина определила уникальность его архива. Каждая его фотография исключительна и неповторима, т. к. ее невозможно воспроизвести из-за необычных приемов авторской печати. Для нашего проекта мы отобрали работы, представляющие все основные серии Бутырина: «Армейский дневник» (1967–1968), «Форма» (1969), «Сказка ночного леса» (1972), «Сказки моря» (1976), Terra Incognita (1974–1976). «Рождение» (1976), «Воспоминания детства» (1983), SOS (1983), «Титаны» (1983), «Цивилизации» (1983). Как истинный мифотворец, Бутырин не слишком разделяет мир вымышленный и реальный мир человеческих переживаний и размышлений, поэтому его работы часто сравнивают с творчеством Сальвадора Дали, Иеронима Босха, коллажами конструктивистов и сюрреалистов. Бутырин создавал свои фотографические полотна, напоминающие фантастические сны, из сотен, тысяч обрывков реальности.

Творчество трех признанных фотографов, представленных на выставке, объединяет общая тема — Литва и ее люди, но каждый из них нашел свое особое видение и выразил его в узнаваемом авторском стиле. Суткус — мастер психологического портрета, Мацияускас — революционер формы, беспристрастный этнограф, комбинирующий в своих знаменитых репортажных сериях документальную съемку и авангардистские приемы, Бутырин — пионер «фотофантастики», «отважно перешедший традиционные границы фотографии», как сообщал журнал «Советское фото» в 1978 году.

Безусловно, литовская школа фотографии является одной из сильнейших и интереснейших в мире, отличается уникальным почерком, выделяющим ее в своего рода феномен мирового масштаба. И сегодня, когда в мире растет интерес к советской фотографии 1960–80-х годов, литовские классики первыми оказываются в центре внимания.

Начиная с 2000 года работы Антанаса Суткуса, Александраса Мацияускаса, Виталия Бутырина были представлены на выставках в Национальной библиотеке США (National Library, Нью-Йорк), Государственном историческом музее Швеции (State History Museum, Стокгольм), Форуме современной фотографии (Forum fur Zeitgenosische Fotografie, Кёльн), фестивале «Балтийский объектив» (Das Baltische Fotolinse, Берн), Музее Нью Мехико, Музее изящных искусств в Санта Фе (Museum of New Mexico, Museum of Fine Arts, США).

Выставка продлится до 7 ноября 2010 года.

Источник: пресс-релиз Центра фотографии им. братьев Люмьер


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100916_litovskie_photography.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100916_litovskie_photography.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна (1881‒1962) Испанка с веером. Вторая половина 1910-х (41 × 25)

Текущая ставка25000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку

ТЫШЛЕР Александр Григорьевич (1898–1980) Верея. 1954 (24,5 × 34 см)

Текущая ставка100000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку

ЛЕБЕДЕВ Владимир Васильевич (1891‒1967) [На ринге] (30,2 × 39,3 см)

Текущая ставка10000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».