XL Галерея показывает «Нормальную цивилизацию»
С 15 мая по 10 июня XL Галерея представляет публике новый проект Константина Звездочётова «Нормальная цивилизация».
Это масштабная попытка изобразить западный мир таким, каким его видел «простой советский человек». Художник создает паноптикум образов, которые ассоциировались со словом «заграница», — ее гражданин СССР представлял как место бесконечного и бесстыдного товарного изобилия, большого прилавка, на котором теснятся дефициты, а вокруг царит атмосфера вседозволенности, проституция, наркомания, виски пьяные и коктейли пряные. В общем, как говорили в СССР: «Снимайте штаны, давайте играть в американцев!» Заграница казалась «раем», а эмиграция совершено логично воспринималась как переход в иной мир.
Неярким подобием «рая-заграницы» в жизни «простого советского человека» мог быть разве что черноморский или прибалтийский курорт, на котором можно было заводить любовные интрижки с щедрыми джигитами или на худой конец командировочными из Самары, сидеть в кафе и фотографироваться на пляже с надувным — конечно же импортным — дельфином. Но этот рай, в отличие от настоящего, заокеанского, был бутафорским, включая пальму и попугая на ней.
А из настоящего «рая», или, как тогда многозначительно выражались «оттуда», как правило, не возвращались. Поэтому представления о подлинном Эдеме «простой советский человек», у которого не было дяди-дипломата или однокурсника-фарцовщика, мог почерпнуть разве что из официальных источников, вроде телепередачи «Международная панорама» или фотографий и карикатур из газет и журналов.
На этой карикатурно-пропагандистской основе Звездочётов составил универсальную азбуку «нормальной цивилизации» — здесь и Ambassador, и Golf, и Lolita, и Tango Salon, и какой-то совсем уж невероятный Cauchemar «на французский манер», — и все это в фирменно-неряшливой (а на самом деле весьма трудоемкой) стилистике «раннего Звездочётова».
Впрочем, Звездочётов не был бы самим собой, если бы не заложил в свой новый проект несколько уровней восприятия. Исследуя бездны сознания советского человека, Звездочётов параллельно вступает в диалог с историей искусства, пародируя американский поп-арт. Но если настоящий, уорхоловский и рой-лихтенштейновский поп-арт каталогизировал общество потребления, жонглируя коммерческими образами, то Звездочётов берет эти образы, пропущенные через идеологическую мясорубку, и выстраивает тотальную инсталляцию — капиталистический храм объектов желания, где все Super! и Das ist fantastisch!
Но не будем обижать «простого советского человека». Возможно, он был наивен и доверчив, но далеко не одинок в восприятии рекламных императивов и жизненных ценностей, вроде Drink, Smoke, Casino, Bar, Shop Sex. Как ни смешно, но для подавляющего большинства людей в мире это и есть признаки «современного общества». И, видя на окраине грязной индийский деревушки плакат Koka-kola, думаешь: «Ну вот, и здесь все как у людей — нормальная цивилизация!»
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090515_zvezdochetov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090515_zvezdochetov.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.