Art Investment

Художники и цены

В Царицыно показывают фотографии Гунтера Закса

  • Гунтер Закс
  • Гунтер Закс
  • Гунтер Закс
  • Гунтер Закс
  • Гунтер Закс
  • Гунтер Закс

Сегодня в ГМЗ «Царицыно» в рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии» открывается выставка «Гунтер Закс. Фотограф и коллекционер», которая продлится до 7 июня.

Зал Уорхола

Пути Энди Уорхола и Гунтера Закса впервые пересеклись в 1967 году в Южной Франции. В одном из баров Сен-Тропеза американский поп-артист заговорил с Заксом и рассказал о своем экспериментальном фильме Chelsea Girls, который собирался показать на фестивале в Каннах. Неожиданно для самого себя он пригласил Закса и его друзей посмотреть фрагменты ленты.

Эта встреча положила начало многолетней дружбе, продолжавшейся вплоть до кончины Уорхола. В 1972 году Закс выставил работы Уорхола в своей галерее, и американский художник приехал в Гамбург специально на эту выставку. Именно тогда Фред Хьюдж, друг и серый кардинал Уорхола, предложил Заксу написать его восьмичастный портрет. Он сказал, что для них важно познакомить Европу с этим типом портрета, поэтому цена работы не будет превышать себестоимости.

Закс согласился, однако оговорил возможность получить в дальнейшем многочастный портрет жены на тех же условиях. Уорхол не знал, что в то время Гунтер Закс уже не был женат на Брижитт Бардо, и сделал портреты французской дивы.

Много лет спустя Закс фотографировал Клаудию Шиффер и был поражен ее удивительным сходством с ББ. Он решил сделать «Посвящение Энди» с Клаудией в качестве модели. Вплоть до сегодняшнего дня эти работы часто путают с портретами Бардо.

Зал Груо

В восьмидесятые годы прошлого столетия Гунтер Закс познакомился с очаровательным Рене Груо. К тому времени Груо уже был одним из самых известных дизайнеров, работавших для журналов о высокой моде, таких как VOGUE или Harpers Bazaar.

Его характерным фирменным знаком стали совершенные по форме, размашистые мазки, которыми он облагораживал свои работы. Уникальные фантазийные «модные картинки» Груо похожи, скорее, на произведения искусства, чем на эскизы реальной одежды.

Однажды летним вечером Закс и Груо в очередной раз встретились на террасе отеля Карлтон в Каннах и решили создать несколько работ вместе. «Мне очень нравились его размашистые мазки, а ему — красота моих моделей», — вспоминает Гунтер Закс. Он имел в виду Клаудию Шиффер, с которой работал тогда над серией «Героини и сюрреалистическая фотография».

Результатом такого творческого сотрудничества стали фотография с огромной шляпой, а также динамическое созвездие трех работ «Синий — желтый — красный».

Фотографии серии «Шезлонги» родились случайно и совершенно неожиданно. Гунтер Закс и Клаудиа Шиффер только что закончили съемки мрачного «Расстрела Маты Хари», и усталая модель просто упала в шезлонг. Закс непроизвольно схватил фотоаппарат и запечатлел прекрасное мгновение, режиссированное свежим ветерком.

Синий зал

С 1958 года Ив Кляйн (1928–1962) руководил созданием монохромных картин, которые называл антропометриями. И в его мастерской, и на глазах публики в разных галереях нагие натурщицы делали отпечатки своих тел, покрытых синей краской, на холсте, бумаге и других носителях и оставляли на них следы хорошо режиссированной пантомимы. Его отличительный знак — это «Синий Кляйн Интернасьональ» (I.B.K.), сияющий, глубокий ультрамарин.

Гунтер Закс, друг Кляйна и собиратель его работ, в 2003 году способствовал популярности «синего», продолжив идеи Кляйна по-своему, в неком обратном смысле. С помощью очень замедленной съемки Закс на нескольких фотографиях фиксировал момент перед тем, как синяя краска, подобно мазку кисти, попадала на обнаженное тело.

Зал компьютерных композиций

В девяностые годы Гунтер Закс, обуянный страстью к экспериментам, отошел от традиционной техники съемки и открыл для себя цифровую компьютерную фотографию как художественную форму. Используя для работы с изображениями новую для того времени программу Photoshop, он создавал целые воинства клонированных амазонок, абсолютно одинаковых солдаток в строю, волшебных существ, шагающих сквозь облака. Подобно хореографу, Закс сводил неограниченное число единичных изображений в новое, единое эстетическое целое, составляя композицию без единого шва или стыка. Тем не менее в этом царстве неисчерпаемых возможностей по-прежнему востребованы креативность и богатство идей.

Уже в 1995 году Гунтер Закс как пионер цифровой фотографии демонстрировал публике первые выставки, где экспонировались только компьютерные композиции. Если вначале это было поводом для весьма неоднозначной реакции публики, то сегодня компьютерные композиции стали неотъемлемой частью фотографии.

Палас-отель Сент-Мориц

В 1969 году Гунтер Закс со своей молодой женой Мирьей поселился в башне Палас-отеля в Сент-Морице. В его свите — несколько молодых художников французского «нового реализма» и американского поп-арта, художников, которые впоследствии во многом определили пути развития искусства, среди них Сезар, Вессельман, Лихтенштейн, Уорхол, Аллен Джонс, Фари, Павлок и Пистолетто. Вместе с Гунтером Заксом они участвовали в оформлении интерьера, созданного в соответствии с их представлениями. Энди Уорхол занялся кухней, Рой Лихтенштейн — ванной, Сезар и Аллен Джонс — мебелью. Уникальный, никогда более не повторявшийся хэппенинг.

Результат превзошел все ожидания. Башня отеля превратилась в смелое произведение современного искусства, в жилой «гезамткунстверк». Едва ли какой-либо другой объект мог лучше отразить художественные течения шестидесятых годов, чем та «Вавилонская башня искусства», при постройке которой, кстати, все ее архитекторы — в отличие от библейской башни — удивительно мало ссорились. Тогда главным были отнюдь не доллары, а творчество и удовольствие.

В 1991 году Гунтер Закс съехал из башни, однако перед этим сделал фотоснимки апартаментов.

Лас-Вегас

Пейзажи пустынь с их постоянно меняющимися формами и световыми эффектами стали неотъемлемой частью фотографического репертуара Гунтера Закса, особенно пейзажи вокруг Палм-Спрингс в Калифорнии. Там природа противопоставляет чистому, прозрачному и интенсивному дневному свету удивительный сумеречный свет раннего вечера, когда солнце скрывается за горами Сан-Джакинто, порождая глубокие тени. Только свет проезжающих мимо лимузинов выхватывает из темноты фрагменты пейзажа. Entre chien et loup, «между собакой и волком», между ночью и темнотой — так метко называют французы это захватывающее зрелище, предоставляющее прекрасный магический фон для работы любого фотографа.

Все иначе в соседнем блистательном городе Лас-Вегас, где только после захода солнца открывается большая, ярко освещенная сцена с постоянно меняющимися планами. «Мелькающим цветам и меняющейся интенсивности света, — говорит Гунтер Закс, — надо противопоставить собственные сумасшедшие идеи».

Сюрреализм

В художественном собрании Гунтера Закса особое место занимают произведения художников-сюрреалистов, таких как Джорджо де Кирико (1888–1978), Сальвадор Дали (1904–1989), Рене Магритт (1898–1967) или Ив Танги (1900–1955). Это нашло отражение и в его фотоработах. Типичное для сюрреализма соединение образов сновидения и реальной действительности оказало сильное влияние на творчество Закса, который довел этот прием до особого совершенства. Его альбом «Фото’снимки», вышедший в 1982 году, до сих пор считается эталоном такого стиля фотографии.

Когда компьютерная обработка фотографии была еще делом далекого будущего, Закс создал целую серию снимков, сюжеты которых вызывали у зрителей ассоциации с образами мастеров сюрреалистической школы.

Героини

В серии «Героини», созданной в 1990–1991 годах, мы видим Клаудию Шиффер в тринадцати женских образах из литературы, истории и кинематографии. «Героини» стали для топ-модели первым чисто художественным фотопроектом после многочисленных съемок для журналов мод и рекламы. Эксперимент удался отлично. Клаудиа Шиффер великолепна в образе Марлен Дитрих из «Голубого ангела» и Брижитт Бардо из «И создал Бог женщину». Она плачет в роли Лары из «Доктора Живаго» и околдовывает в качестве Шехерезады в «1001 ночи».

Во время съемок ей пришлось умирать пять раз — в роли Маты Хари, Клеопатры, Жанны д’Арк, Кармен и Айседоры Дункан, шарф которой запутался в колесе ее «Бугатти» в сентябре 1927 года.

Костюмы для съемок были изготовлены по оригинальным образцам в мастерских мюнхенской Оперы.

До сих пор Гунтер Закс восхваляет потрясающую способность к преображению, свойственную Клаудии Шиффер, и совершенство верного выражения в нужный момент.

На презентации в 1991 году эта фотосерия вызвала огромный интерес средств массовой информации, а затем была показана в самых разных музеях и галереях всего мира.

Зал Тани

Проект «Т’» — это осуществление мечты, давно лелеемой Гунтером Заксом. С одной единственной моделью он предпринял кругосветное фотопутешествие в необыкновенные, скрытые от людских глаз места, уникальные пейзажи, которые привлекали его еще как кинодокументалиста. Юная модель Таня Вайт из Аугсбурга обладала идеальным для этого проекта обликом и телосложением эльфа из сказки Андерсена.

С сестрой Тани Корой в качестве стилиста и ассистентом Манфредом Эрбером Закс 28 апреля 1987 года отправился в путешествие вокруг света за 30 дней. Он фотографировал на Лейк Пауэлл, на острове Вулкано, на Сейшелах, в Кении и в ледяных пещерах в горах Дахштейн. Каждый день подъем в 5 часов утра, с 6 до 10 съемки, потом полет, иногда продолжительностью до трех часов, а затем, если все складывалось, снова фотосессия.

28 мая, точно ко дню рождения жены, Мирьи, Гунтер Закс со своей командой приземлился в Сен-Тропезе…

Книга, — сюрреалистическое сказочное путешествие, — была издана в том же году и распродана за самое короткое время. Вся прибыль в сумме 1,4 миллиона немецких марок стала стартовым капиталом «Фонда Мирьи Закс для помощи нуждающимся детям».

Ар деко

По поводу работ Гунтера Закса критики в начале семидесятых годов часто писали, что его обнаженные или едва прикрытые девушки никогда не производят двусмысленное или непристойное впечатление. И это отнюдь не само собой разумеется. Мужские журналы иногда выдают нечто весьма смачное, и приходится стараться, чтобы вообще быть напечатанным. Это очень трудное балансирование, которое в двадцатые годы приходилось осваивать таким скульпторам, как Деметр Чипарус и Фердинанд Прайсс, создававшим фигуры из бронзы и слоновой кости.

Теперь эти фигурки стоят рядом с фотографиями обнаженных девушек и эльфов Гунтера Закса на обтянутом акульей кожей комоде ар деко работы Адольфа Шано 1924 года.

Темный зал

Компьютер революционным образом изменяет наш мир, а сегодня добрался и до фотографии. Благодаря уникальным техническим новациям нашей эры фотография может теперь вырваться за свои прежние границы и стремительно расширить свое творческое пространство почти до бесконечности: Гималаи поднимаются из пустыни Калахари под аркой радуги, над которой галопом мчатся скаковые лошади Аскота. Искусственную позу, моментальную фотосъемку без инсценировки или технически созданную иллюзию скорости распознать сегодня уже невозможно.

Когда-то говорили: «Целлулоид не умрет никогда», однако компьютерная фототехника перечеркивает золотые правила фотографии с ее старыми негативами.

Однако именно это делает сегодня художественную фотографию бесконечно сложнее, чем прежде. Если возможно все, то нет никаких ограничений и есть опасность, что при отсутствии бортов вылетишь в аут, как бильярдный шар…

Романтизм и пейзажи

В 1973 году, после осуществления нескольких проектов в сфере моды и рекламы и прославивших его первых ню во французском VOGUE, Гунтер Закс обратился к художественной фотографии в ее первоначальном виде.

Освободившись от глянцевой оптики модных журналов, он открыл для себя в качестве сюжетной основы романтизм и поэзию и стал помещать своих моделей на луга и нивы, в русла рек и на заросшие тиной лесные пруды. В 1974 году вышел его первый альбом «Девушки в моих глазах», за ним последовала получившая хвалебные отзывы и награды выставка на PHOTOKINA'74, для официального плаката которой Закс создал фотографическую основу.

В последующие годы сюжеты и фоны фотографий становились все более абстрактными, и тон задавали сюрреалистические пейзажные снимки. Стволы деревьев, покрытые белой штукатуркой фасады, красные крыши и наполненные светом оконные проемы маркировали новые тенденции. Композиции постепенно утрачивали жесткость. Во время съемок для второго альбома «Фото’снимки» на первый план для Гунтера Закса вышла работа со светом и контражуром, а композиции его работ становились более своеобразными и вневременными.

Тем не менее в его творчестве навсегда осталась увлеченность творческим диалогом с противоположным полом и страсть к эстетике.

Зал Нью-Йорка

История серии «Отражения» началась, когда Гунтер Закс искал в Нью-Йорке фон для своего нового фотопроекта. Во время одной из первых разведок местности он вдруг увидел, как один небоскреб отражался в другом, причем не было видно фундамента ни того, ни другого. Пожарная машина, припаркованная на переднем плане поперек фасада, дополнительно обрезала иллюзорное изображение снизу.

Это стало ключевым впечатлением, открывшим как новый взгляд на казалось бы знакомые стеклянные оболочки небоскребов Манхэттена, так и новое пространство для их фотоинтерпретации. Гунтер Закс сделал собственную фотосерию изображений небоскребов и их искаженных отражений и создал в этих композициях, состоящих из световых рефлексов и зеркальных эффектов, реальность, кажущуюся нереальной.

Нью-Йоркский таунхаус

Здание в нью-йоркском Аппер Ист Сайд, во многих отношениях необычное, было возведено Полом Марвином Рудольфом (1918–1997), ведущим представителем второго поколения современных архитекторов США. Окончив аспирантуру по специальности «дизайн» под руководством Вальтера Гропиуса, Рудольф спроектировал и построил целый ряд зданий, во многом повлиявших на дальнейшее развитие архитектуры.

Вместе с другом, Джанни Агнелли, Гунтер Закс в 1987 году приобрел «Нью-Йоркский таунхаус» у американского дизайнера Роя Холстона, творения которого в середине семидесятых годов составили славу легендарного клуба «Студия 54». Закс украсил дом произведениями искусства из своей коллекции, а также разнообразными собственными работами.

Ядром авангардистской архитектуры дома является гостиная высотой семь метров, часть крыши которой сделана из стекла. Из этого помещения лестницы без перил ведут через четыре этажа к террасе с увитой плющом оградой, и с этой террасы открывается захватывающий дух вид на небоскребы Манхэттена.

Выставка «Гунтер Закс. Фотограф и коллекционер» работает в ГМЗ «Царицыно» с 24 марта по 7 июня 2009 года.

Источник: пресс-релиз выставки «Гунтер Закс. Фотограф и коллекционер»


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090324_gunter_zacks_halls.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090324_gunter_zacks_halls.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».