В парижском центре Помпиду экспонируется Ничто
Выставками, на которых нет ни одного экспоната, давно никого не удивишь — ничто стало полноправной формой искусства уже более полувека назад. Недавно кураторы парижского Центра Помпиду решили вспомнить художников, творения которых учат зрителей ценить ничто, и организовали выставку «Пустоты. Ретроспектива».
Ничто экспонируется в комнатах на четвертом этаже, оформленных (точнее, не оформленных) девятью авторами. Все эти комнаты полностью пустые. Освещение в них такое же, как и в остальных помещениях музея. Сотрудники Помпиду внимательно следят за посетителями, чтобы они ничего не трогали — точнее, чтобы они не трогали ничто.
От проведения необычной ретроспективы отказались многие ведущие музеи из других стран — слишком уж рискованной показалась им эта затея, ведь творения такого рода нередко вызывают у публики непонимание и даже раздражение. Когда в 2001 году художник Мартин Крид (Martin Creed), представивший на суд жюри пустую комнату, получил престижную премию Тёрнера, в Великобритании разразился страшный скандал. Многие люди не понимали, зачем чествовать художника, который не может предоставить ни одного «материального» доказательства своей творческой деятельности. Что кураторы Помпиду нашли в произведениях, вызывающих у людей такую неоднозначную реакцию?
Первая в мире выставка пустоты прошла в 1958 году в парижской галерее Ирис Клер (Iris Clert). Ее устроил знаменитый французский «новый реалист» Ив Кляйн (Yves Klein). В то время он увлекался идеями дзэн-буддизма, для которого «пустота» является одной из ключевых концепций. По мнению Кляйна, в абсолютно пустом выставочном пространстве люди начинают острее воспринимать то, что их окружает. Интересно, что Кляйн не просто выставлял пустоту: он ее продавал, причем только за золото. Потом он публично выбросил это золото в Сену. Одна из целей «ретроспективы пустоты» в Центре Помпиду — отдать дань уважения этому изобретательному художнику.
Кураторы французского музея также воссоздали выставку «Кондиционирование воздуха», устроенное в 1967 году группой британских художников Art & Language. Главным экспонатом является, как и говорит название, кондиционированный воздух. Еще в одном пустом помещении мы можем увидеть (то есть не увидеть) пустоту американского художника-концептуалиста Роберта Барри (Robert Barry), который в свое время заявил «Ничто, по моему мнению, является самой могущественной вещью в мире». В 1970 году он организовал выставку этого «ничто», назвав ее «Места, куда мы можем прийти и спокойно подумать о том, что мы собираемся делать дальше».
Некоторые художники, экспонирующие пустоту, например Мария Нордман (Maria Nordman) и Роберт Ирвин (Robert Irwin), призывают зрителя уделить больше внимания выставочному пространству. В 1993 году художница из Уэльса Бетан Хьюc (Bethan Huws), выставившая ничто в крефельдском музее Хаус Эстерс, мотивировала свое решение тем, что материальные произведения отвлекали бы внимание посетителей от замечательной архитектуры здания, спроектированного Людвигом Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe). В 2001 году другая художница, немка Мария Айххорн (Maria Eichhorn), решила показать в бернском Кунстхалле пустоту, чтобы музей смог сэкономить деньги на ее выставке и провести реконструкцию.
Очень интересную концепцию придумал для своей комнаты с пустотой автор из Словакии Роман Ондак (Roman Ondák). Он пустил слух, что в помещении спрятано подслушивающее устройство. Произведение Ондака заставляет посетителей музея вспомнить о том, что вокруг нас существует очень много вещей, которые нельзя увидеть, но которые тем не менее нас используют… Эта параноидальная концепция имеет еще одну цель. Зайдя в пустое помещение, куда художник «поместил» ничто, зрители начинают очень внимательно осматривать его в поисках подслушивающего устройства. Так они могут лучше «прочувствовать» пространство, в котором находятся.
Один из кураторов выставки, Матье Коупленд (Mathieu Copeland) говорит, что одной из ее тем является отрицание художниками визуальной составляющей искусства, их нежелание добавлять новые образы в мир, который и так уже ими захламлен донельзя.
Как мы уже видели, все художники, избравшие своим материалом ничто, преследуют разные цели. Кто-то призывает зрителя освободить свой разум и созерцать пустоту, кто-то предлагает эту пустоту заполнить. Наверное, самое известное произведение искусства, посвященное пустоте, — композиция Джона Кейджа (John Cage) под названием 4'33. Ее исполнитель садится перед роялем и в течение четырех минут и тридцати трех секунд ничего не делает. Многие из тех, кому довелось увидеть это представление, говорят, что во время «исполнения» композиции они услышали в тишине много интересного. Произведения, подобные 4'33, — это тоже музыка, но исполняет ее не музыкант, а окружающий его мир. Все то, что мы называем искусством, когда-то было пустотой — пустым холстом, пустой стеной и т. д. И каждый художник сам решает, что с этой пустотой делать. Кто-то наносит краску на холст, кто-то просто представляет ничто на суд публики и подсказывает ей, что в этом ничто что-то есть. Нередко авторы пустых комнат напоминают зрителям, что главными экспонатами в этих помещениях являются они сами. Посетителям предоставляется возможность посмотреть на себя новыми глазами — как на произведения искусства.
Выставка в Центре Помпиду продлится до 23 марта.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090308_minimalism_at_centre_pompidou.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090308_minimalism_at_centre_pompidou.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.