Art Investment

Художники и цены

«Пиранези и пиранезианство»

В Государственном музее истории Санкт-Петербурга, в особняке Румянцева (Английская набережная, 44), открыта экспозиция «Пиранези и пиранезианство».

Выставка, посвященная такому явлению в европейской и русской культуре, как пиранезимания, или пиранезианство, объединяет коллекцию гравюр Джованни Баттиста Пиранези и работы архитекторов и художников XVIII — ХХ веков, вдохновлявшихся произведениями прославленного итальянского мастера.

Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778) — известный итальянский архитектор, художник, мастер офорта. Родился в городке Мольяно близ Местре. Учился искусству гравирования у Джузеппе Вази и Франческо Поланцани в Риме (1740–1742) и Джованни-Баттисто Тьеполо в Венеции (1743–1747). В 1747 году открыл собственную мастерскую на улице Корсо в Риме.

Известность Пиранези принесли серии гравюр «Гротески» (1745) и «Фантазии на темы темниц» (1747). С конца 1740-х годов и на протяжении всей своей жизни художник работал над сюитой гравюр «Виды Рима». Она выдержала множество переизданий как при жизни Пиранези, так и после его смерти и принесла европейскую славу своему создателю. Альбомы с гравюрами Пиранези, которые можно было купить во всех крупных городах Европы и даже в России, стали предметом коллекционирования.

Работы итальянского мастера, запечатлевшие великолепные образцы античной архитектуры, оказали значительное влияние на развитие неоклассического стиля как в искусстве Европы, так и в русском искусстве. Во многом именно под влиянием Пиранези развивалась русская архитектурная графика и, в частности, появился такой ее вид, как гравированные альбомы архитекторов. Причем влияние творчества Пиранези в России далеко не ограничилось ХIX веком. Виды римских руин, фантастические архитектурные пейзажи — два главных жанра, прославивших имя мастера, — нашли отражение и в русском искусстве ХХ столетия.

  • ДЖОВАННИ-БАТТИСТА ПИРАНЕЗИ Вид храма Кибелы на площади Бока дель Верита. 1758

В коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга хранится более 200 гравюр Пиранези. На выставке в особняке Румянцева представлено около 60 офортов Пиранези из серии «Виды Рима». Рядом с произведениями итальянского мастера можно увидеть графические листы художников и зодчих XVIII — начала XIX века. Античные римские развалины, запечатленные Пиранези, перекликаются с архитектурными проектами парковых руин в окрестностях Петербурга, выполненными Д. Кваренги, О. Монферраном, В. П. Лангером и др. Печать влияния прославленного мастера несут на себе и римские виды работы западноевропейских художников Ф. Кайзерманна, Л. Риччьярделли, Л. Россини, Д. Пронти.

Тема руин получила развитие в русской графике 1920-х годов. Разрушенные здания Петербурга этого периода запечатлены в альбомах «Петербург в двадцать первом году» М. В. Добужинского и «Петербург. Руины и возрождение» П. А. Шиллинговского, в работах Е. С. Кругликовой и Б. И. Цветкова. Сильное впечатление производят руины блокадного Ленинграда на рисунках А. К. Барутчева, Э. Б. Бернштейна, М. П. Бобышова 1942–1944 годов.

  • ДЖАКОМО КВАРЕНГИ Кухня-руина в Екатерининском парке Царского Села. 1780-е

Значимым было воздействие творчества Пиранези и на петербургскую — ленинградскую архитектуру. Определенные аналогии можно проследить между римскими видами, графическими архитектурными фантазиями мастера и проектами ленинградских архитекторов 1920–30-х годов Н. А. Троцкого, А. И. Гегелло, И. Г. Лангбарда и др.

Объединение всех этих произведений в одном выставочном пространстве позволяет проследить европейские истоки таких ярких явлений в отечественной культуре, как станковая графика первых революционных лет и архитектурная графика 1920-х — начала 1930-х годов и с уверенностью говорить о существовании в русской и, в частности, в петербургской культуре такого явления, как «пиранезианство».

К выставке музеем издан каталог «Гравюры Джованни-Баттиста и Франческо Пиранези», в котором впервые опубликовано музейное собрание гравюр отца и сына Пиранези.

Выставка работает до 25 февраля 2010 года.

Источник: spbmuseum.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20100108_piranezi.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20100108_piranezi.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».