ВЫСТАВКИ ГАЛЕРЕИ 21-й век
Ирина Корсакова
«Зеркало в зеркале»
Представляем выставку живописи Ирины Корсаковой «Зеркало в зеркале». В экспозиции собраны работы из трех циклов 2012–2020 годов: «Макро», «Оливковая роща», «Куклы».
Ирина Корсакова родилась в 1960 году в Москве, в семье художника Леонида Корсакова. С детства училась рисованию, в 1980 году окончила училище им 1905 года. В восьмидесятых занималась уникальной графикой, как и отец. В 1988 году вступила в МОСХ. В начале 1990-х годов перешла от графики к живописи.
«Когда я начала писать маслом, поняла, что у этого материала гораздо больше возможностей, чем нам преподавали в училище, стала интересоваться техниками старых мастеров. Темные фоны, светящиеся лессировки, фактура ткани и кружев меня вдохновляли. Так у меня родился цикл “Детские игры”, в котором я пробовала разные техники и рассказывала о жизни взрослых людей. Ими я занималась пятнадцать лет и была узнаваема по играющим серьезным детям в старинных костюмах. К ним присоединились игрушки: лошадки, куклы.
В какой-то момент я устала от них. Пришли другие темы и новая манера. Сейчас я понимаю, что вернулась к себе — к себе с графическим мышлением, наслоением светлых красок на темные фоны, только уже маслом, а не темперой.
“Макро” появились от усталости от лиц. Почти беспредметность, но и не абстракция. Макроувеличение декоративных украшений старинных тканей. Состояние, фактура, тишина. Вибрации света и тени, тона, души.
В середине двухтысячных мы стали проводить лето в маленьком городке на берегу моря. Около него оказалась оливковая роща, самая большая и старая в Европе. Это не просто земля и деревья, а мистическое пространство, населенное живыми существами, видевшими древних римлян, а может, и иллирийцев. Они зачаровали меня, и я несколько лет их писала, скорей портреты, чем пейзажи.
Друзья, любящие детские игры, уговаривали вернуться к старой теме. Но нельзя войти дважды в одну воду. Все вокруг изменилось, и я изменилась. Долго отмахивалась, но вдруг увидела, как это может быть. Так пришли “Куклы”. На сегодняшний день это моя тема. Думаю, мне ее хватит не на одно десятилетие. Это, конечно, не о куклах, это о наших душах, прекрасных и не очень. Потрепанных жизнью, лежащих на земле и парящих.
Я долго думала, как названием объединить все работы выставки. Картины это всегда автопортрет автора, его отражение. Я смотрю на них и открываю себя. И друг в друге они отображаются — цветом, фактурой, моим настроением. Часто близким настроению одноименной пьесы Арво Пярта “Зеркало в зеркале”».
«Я расскажу о том, что я люблю.
Покой и созерцание.
Свет и тень.
Ясность.
Трепет и окаменение.
Вибрации души, тона, цвета.
Предмет.
Фактуры материалов.
Фронтальную композицию.
Поверхность холста и физическое ощущение прикосновения к нему кисти.
Картину как проявленное.
Искать смыслы.
Учусь любить людей — получается понимать и жалеть.
Хранить в себе все эти переживания тяжело, они требуют материального воплощения. И я пишу. Картины о мире, о себе, о своих ощущениях этого мира.
Когда я начинаю, я не думаю, о чем будет работа. Думаю о форме и об ощущении. А еще об ответственности за каждый сантиметр холста. Понимание смыслов приходит к завершению. И я здесь на той же позиции, что и зритель. Чему я могу его учить? Каждый видит свое, и это правильно. А я уже все сказала на холсте, и нужно так говорить, чтоб не нужно было вербальных пояснений».
Контакты: + 7 (495) 632-16-81, 21vek@artinvestment.ru.
Галерея AI «21-й век. Современное российское искусство»: Москва, Гороховский переулок, 7.