Московская ассоциация художников-декораторов

1928–1932, Москва

Члены: Н. Е. Айзенберг, П. М. Альтман, В. К. Амелунг, М. Я. Артюхова, Н. П. Бектеева, А. П. Бельский, Л. К. Дмитриев, Е. В. Дынина, А. И. Ефимов, С. Н. Ефимова-Шевалдышева, А. М. Зайков, Е. Н. Зельдович, Л. М. Зотов, В. Ф. Ибряев, К. З. Калейкин, В. П. Киселёв, Е. Д. Кожухова-Ефименко, В. П. Комарденков, И. И. Королёв, М. И. Корсаков, А. А. Кузин, К. Ф. Логинов, Л. Г. Лозовский, К. Н. Малышев, А. В. Мартынов, Н. А. Мусатов, А. В. Назарина, А. И. Наумов, Н. Н. Недумова, Н. Н. Обручева, Р. В. Распопов, Б. А. Родионов, А. М. Родченко, А. Н. Руднев, П. Д. Сенаторов, З. М. Сирвинт, В. Ф. Степанова, Д. Л. Суллержицкий, А. А. Фомин.

Выставки: Первая театрально-декорационная выставка — 1929 (Москва).

Основана в сентябре 1928 по инициативе выпускников театрально-декорационного факультета Вхутеина. Первоначально объединяла около 50 членов. Включала 3 секции — театрально-зрелищную, культурно-бытовую, научно-исследовательскую. Председателем избран И. И. Королёв, в президиум вошли А. В. Мартынов (секретарь), С. Н. Ефимова-Шевалдышева, К. З. Калейкин, А. В. Назарина, Б. А. Родионов, З. М. Сирвинт.

Занималась работой в клубах, красных уголках, образовательной работой среди самодеятельных художников.

И. И. Королёв писал: «Основной мыслью этой небольшой группы молодых художников было проведение в жизнь проектов и достижений Ассоциации при коллективной творческой работе по укреплению и развитию театрально-декоративного искусства, вовлекая одиночек — художников декораторов в советское изо-строительство, путем популяризации среди широких слоев населения художественной культуры…, а также оформления быта, жилищ, рабочих поселков, площадей, фасадов, скверов, улиц в дни массовых народных празднеств и торжеств».

Весной 1929 в Парке культуры и отдыха состоялась обширная выставка Ассоциации, в которой участвовало 39 художников; было показан 381 экспонат (макеты театральных декораций, эскизы костюмов, проекты оформления клубов и уличных празднеств). Выставка была доброжелательно встречена критикой. Вступительную статью к каталогу написал нарком просвещения А. В. Луначарский: «…театрально–декоративное искусство не должно и не может замыкаться только на театральной сцене. Дело декорирования, то есть постоянного или временного убранства зданий и зал, отдельных индивидуальных жилищ, дело временного праздничного убранства улиц и площадей городов, как равно и учета художественного эффекта от той или другой планировки зданий, фонтанов и т.д., тесным образом связано с теми же художественными принципами и приемами, которые кладут в свою основу театральная декорация и сценический художник–декоратор. К этому нужно прибавить, что всякого рода искусство, всякая художественная деятельность в нашем быстро и творчески растущем обществе должны оцениваться в свете надежд, которые имеются на их будущем, а также по той степени участия в их работе, какую проявляет молодежь, и в особенности по достоинству достижений художественной молодежи. А на выставке художников–декораторов как раз самое замечательное — это изобретательность и рост молодежи. Все сказанное выше показывает интерес и важность ныне организованной выставки Московской ассоциации художников–декораторов. Возникла она недавно, но проявила уже широкую деятельность и находится на пороге превращения своего в ассоциацию всероссийскую. Объединение это правильно ставит во всю широту возможные задачи своего искусства и правильно сторонится преждевременного замыкания в рамки какой-нибудь школы или школки».

Вместе с тем выставка, как несовременная, подверглась критике со стороны АХР и ОМАХР, при которых также были образованы декоративные секции.

По предложению ЦК Главискусства и ЦК Всерабиса предполагалось реорганизовать МАХД во Всероссийскую ассоциацию художников театра, однако идея не была осуществлена. В 1930 большая группа ее членов перешла в объединение «Октябрь». Формально Ассоциация существовала до 1932. В 1932, после постановления ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций», влилась в МОССХ.

Источники:
1. Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. 1917–1932. М., 1965, т. 1. С. 292–293.
2. Декоративное искусство и современность // Искусство в массы, 1929, №№ 3–4, июнь — август. С. 22–23.
3. Луначарский А. В. Об изобразительном искусстве. М., 1967, т. 2. С. 244–245.
4. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. СПб., 1992. С. 123–124.

  • 15.02.2019 Аукцион антикварных открыток № 5 21 февраля 2019 года аукционный дом «Русская эмаль» проводит очередные филокартические торги, в коллекцию которых вошло без малого 350 лотов
  • 15.02.2019 В Литфонде только редкости… 21 февраля Аукционный дом «Литфонд» проведет очередной аукцион, на который выставлено 400 лотов редких книг, автографов, рукописей, исторических бумаг, фотографий, открыток, плакатов
  • 15.02.2019 Результаты AI Аукциона № 265 Продали 55 %. Покупали Москва, Пермь, Екатеринбург, Владивосток, Иркутск
  • 13.02.2019 От Репина и Кустодиева до Зверева и Бахчаняна 14 февраля аукционный дом «Литфонд» проведет торги живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. В каталоге аукциона 257 лотов XIX — начала XXI века
  • 12.02.2019 Открыты 265-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов — это одиннадцать живописных работ, пять листов оригинальной и два — печатной графики и две композиции, выполненные в смешанной технике
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх