1893–1959
Фотограф
Из семьи переплетчика. Учился в Велижском городском училище (1907–1911). Занимался в Художественно-керамической школе в Миргороде Полтавской губернии (1911–1912). В 1913 вместе с семьей переехал в Вильно. Продолжил учебу в частной художественной школе С. Н. Южанина и на курсах малярного мастерства Виленского художественно-промышленного училища в память М. М. Антокольского (1913–1915).
С 1915 жил в Коканде (Средняя Азия). Участвовал в организации Художественно-производственной школы в Коканде, директор, преподаватель рисования и черчения. Работал в Кокандском отделе народного образования (с 1917). В 1921 в качестве награды «за добросовестный и самоотверженный труд» получил фотоаппарат от городских властей, увлекся фотосъемкой.
В 1923 переведен Наркомпросом из Коканда в Ташкент. Вскоре уволился, поступил на службу в табачную мастерскую. С 1925 систематически занимался фоторепортажем. В 1926 зачислен в штат ташкентской газеты «Правда Востока». Публиковал свои фотографии в журналах «Советский Союз», «СССР на стройке», «Легкая индустрия», «Огонек». № 10 за 1933 год журнала «СССР на стройке» был целиком составлен из фотографий М. З. Пенсона.
Работал над фоторепортажами для советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939), на ташкентском текстильном комбинате, в круглосуточных детских яслях, родильном доме и шелкомотальной фабрике, на строительстве Большого Ферганского канала (все — конец 1930-х).
Был дружен с Э. К. Тиссэ, С. М. Эйзенштейном.
Участник многих фотоконкурсов, неоднократно награждался премиями. Фотография «Сын» удостоена 3-й премии на фотоконкурсе газеты «Правда» (1936); «Колхозник» — премии журнала «Советское фото» (1937). В 1939 за серию снимков строительства Ферганского канала награжден Почетной грамотой и значком строителя Большого Ферганского канала им. И. В. Сталина.
В годы Великой Отечественной войны работал фотокорреспондентом газет «Правда Востока», «Правда»; ТАСС. Фотографии печатались во многих периодических изданиях: газетах «Социалистическое земледелие», «Учительская газета», «Пионерская правда», «Огонек», «Труд», «Комсомольская правда», «Вечерняя Москва».
В 1949 уволен с работы в разгар борьбы «с безродными космополитами». Последние годы жизни занимался ретушированием собственных фотографий.
Участвовал в выставках: 1-я Всесоюзная выставка фотоискусства (1937, диплом 2-й степени), «Советская женщина» (1938), «Фотоискусство СССР за 40 лет» (1958, диплом) в Москве; Всемирная выставка в Париже (1937, золотая медаль за фотографию «Узбекская мадонна»), 1-я Республиканская выставка художественной фотографии в Ташкенте (1958, диплом 1-й степени). Провел персональные выставки в Ташкенте (1936, 1945).
Ретроспективные выставки работ состоялись Сунсвалле, Швеция (2001), Москве (2003, 2006), Риме (2003),Ташкенте (2005), Екатеринбурге (2005, 2006), Лондоне (2007).
Архив фотографа принадлежит наследникам.
Пенсон — выдающийся советский фотограф, создавший своеобразную хронику жизни советского Узбекистана. По меткому выражению С. М. Эйзенштейна, «невозможно говорить о Фергане без упоминания вездесущего Пенсона, который прошел со своей камерой по всему Узбекистану». Его творческое наследие чрезвычайно велико и составляет более 50 тысяч негативов. Главные темы творчества: традиционные узбекские сюжеты, портреты, спорт, фотографии женщин; испытал влияние пикториализма (долгое время работал в пикториальной манере) и конструктивизма с крупными планами и неожиданными ракурсами.
Источники:
1. Макс Пенсон. 1893–1959. Фотоархив Дины М. Ходжаевой. М., 2006.
2. maxpenson.com
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе