1817–1867
Скульптор, график.
Родился в семье актера-комика императорской сцены в Петербурге. Первоначальное художественное образование получил под руководством Ф. Г. Солнцева. В 1827 зачислен в Воспитательное училище при ИАХ, в 1831 в связи с реорганизацией Академии исключен из числа учащихся. Вторично принят в ИАХ в 1832. В 1836 определен в скульптурный класс Б. И. Орловского, с 1837 занимался под наблюдением С. И. Гальберга. За период учебы получил все существовавшие академические награды: в 1836 — малую серебряную медаль, в 1837 — большую серебряную медаль за барельеф «Искушение Спасителя в пустыне», в 1838 — малую золотую медаль за группу «Милон Кротонский, терзаемый львом», в 1839 — большую золотую медаль за круглую фигуру «Фавн с козленком». Тогда же выпущен из Академии со званием классного художника 1-й степени и правом пенсионерской поездки за границу сроком на шесть лет.
В 1839 выполнил несколько монументально-декоративных работ для Зимнего дворца, совершил поездку в Москву, где изучал исторические памятники. В 1840–1842 участвовал в создании двух памятников по эскизам Гальберга — Н. М. Карамзину в Симбирске (совместно со скульпторами А. А. Ивановым, П. А. Ставассером, К. М. Климченко) и Г. Р. Державину в Казани (совместно с Климченко).
Лишь в 1843 отправлен пенсионером в Италию. Работал в Риме, где познакомился с А. А. Ивановым Н. В. Гоголем. В 1846 вызван в Петербург до окончания пенсионерского срока в связи с осложнением отношений с папской полицией и директором русской колонии художников в Риме. В 1846 жил в Петербурге, в 1847 переехал в Москву, куда был приглашен в открывающийся класс ваяния МУЖВиЗ. В 1847–1861 — преподаватель, с 1861 — старший преподаватель Училища. Среди его учеников — С. И. Иванов, М. А. Чижов, В. С. Бровский, Н. А. Блистанов и другие.
В 1846–1847 по заказу адмирала М. П. Лазарева выполнил барельефы для здания офицерской библиотеки в Севастополе. В 1848 создал восемь круглых барельефов, изображающих «четыре времени года и четыре времени дня» для имения графа В. П. Давыдова. В 1849 изваял группу из пяти фигур для надгробия Д. П. Шипова.
В 1849 за скульптурные работы и преподавательскую деятельность был удостоен звания академика. В том же году избран в члены Совета ИАХ. В 1850 за модели славянских трофеев для Александровского зала Большого Кремлевского дворца награжден золотой медалью. В 1856–1857 вылепил три горельефа для пьедестала памятника Николаю I в Петербурге. В 1858 утвержден в звании профессора скульптуры 2-й степени «по известным его трудам и в уважение пользы, принесенной преподаванием в течение 12 лет…» В 1862–1863 создал надгробие М. А. Офросимова. В конце 1860-х участвовал в скульптурном оформлении Храма Христа Спасителя в Москве.
Рамазанов — один из крупнейших скульпторов академического направления середины XIX столетия. Он работал в области станковой, монументальной, мемориальной скульптуры. Был искусным формовщиком (снял посмертные маски Гоголя и В. Г. Белинского) и рисовальщиком, проявившим себя в области сатирической графики.
Важное место в его творчестве занимают произведения бытового жанра. Даже мифологические сюжеты («Фавн с козленком», 1839) трактовались им в чисто жанровом плане с отчетливо выраженной тенденцией к натуралистической детализации изображения, в то же время с оттенком «салонной красивости».
Значение Рамазанова в истории искусства определяется не только его собственным творчеством, но также литературной и преподавательской деятельностью. Он составил «Материалы для истории художеств в России» (М., 1863), написал ряд статей, которые являются своего рода художественной летописью середины XIX века. Будучи убежденным сторонником консервативной академической системы, Рамазанов, тем не менее, поощрял тяготение своих учеников (Чижов, Иванов) к жанровой тематике, поддержав, таким образом, развитие реалистических традиций в скульптуре.
Произведения мастера находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Историческом музее, Всероссийском музее А. С. Пушкина и других.
Как работать с базой аукционных торгов AI? Художник с минимумом продаж
29.11.2024«Едем на Art Basel!»: краткое руководство по посещению арт-ярмарок
26.11.2024Открыты 558-е торги аукциона ARTinvestment.RU
25.11.2024Открыт 239-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
25.11.2024Арт-кинозал: Украденная картина
22.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе