1737–1765
Гравер, живописец.
Происходил из обедневших дворян. С 1753 по 1759 находился на военной службе в чине поручика. Приобрел себе репутацию прекрасного рисовальщика, выполняя копии пером с французских гравюр. Способности Чемесова к рисованию были замечены президентом Академии художеств И. И. Шуваловым, который перевел его из полка в только что организованный Граверный класс Академии. Учился у знаменитого берлинского мастера Г.-Ф. Шмидта, работавшего в России по контракту.
В 1862 еще в бытность учеником Чемесов был удостоен звания академика за портрет императрицы Елизаветы Петровны с оригинала П. Ротари. С 1762, после отъезда из Петербурга Шмидта, возглавил Граверный класс и Печатную мастерскую. Был конференц-секретарем ИАХ. Во время занятий офортом заболел «горловой чахоткой», летние месяцы проводил в имении Шувалова.
В январе 1765 уволен по собственному прошению и зачислен в Кабинет Ее Императорского величества на должность придворного гравера, но к работе из-за болезни не приступил.
Скончался в возрасте 28 лет. Похоронен на кладбище Александро-Невского монастыря.
Чемесов — выдающийся русский гравер середины XVIII столетия, развивавший в своем творчестве линию камерного портрета. Его художественное наследие насчитывает всего четырнадцать работ, но они принадлежат к безусловным шедеврам гравировального искусства своего времени. Манера Чемесова отличается артистизмом, а технические приемы — разнообразием: он работал резцом, офортной иглой, резцом или сухой иглой по протравленной кислотой доске либо же сочетал все эти техники, каждый раз добиваясь выразительной фактуры своих гравюр. Тональность его произведений, как правило, прозрачная серебристая или нежная серебристо-серая.
В искусстве Чемесова отчетливо проявились идеи классицизма, что прежде всего нашло отражение в композиционном построении и характере обрамлений. Гравер умело перерабатывал барочные оригиналы, добиваясь большей цельности и ясности образа, более четкой характеристики изображенного лица. Он считался одним из лучших рисовальщиков своего времени, помимо гравюры также занимался живописью. Однако, рисунки и живописные работы мастера в настоящее время почти не известны.
Ряд портретов существуют в нескольких состояниях, отличающихся посвятительными надписями или деталями. Таковы портреты Петра I с картины Ж.-М. Натье (1759, 2 состояния), Екатерины II с картины П. Ротари (1762, 5 состояний), Г. Г. Орлова с работы Ж. Девелли (1764, 2 состояния), К. Е. Сиверса с портрета Ротари (1764, 2 состояния). Причем присутствие той или иной надписи во многом определяет коллекционную ценность произведения: среди них встречаются как достаточно редкие (например, портрет Екатерины II с посвящением на греческом языке), так и более распространенные. Известны также пробные отпечатки (до подписей или надписей) и поздние оттиски XIX века, которые, как правило, печатались с уже стершейся доски и потому отличаются меньшей интенсивностью тона по сравнению с более ранними листами.
При этом даже в поздних оттисках произведения Чемесова ценятся чрезвычайно высоко. В 1878 известный исследователь и коллекционер гравюры Д. А. Ровинский издал альбом «Русский гравер Чемесов». К нему прикладывались репродукции его портретов, выполненные гелиографическим способом А. Скамони, внешне мало отличающиеся от отпечатков с досок Чемесова. На современном антикварном рынке такие гелиогравюры иногда встречаются в качестве подлинных оттисков (некоторые из гелиогравюр незначительно отличаются от офортов Чемесова размерами доски).
Произведения Чемесова находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Историческом музее, Государственной Третьяковской галерее и других.
Как работать с базой аукционных торгов AI? Художник с минимумом продаж
29.11.2024«Едем на Art Basel!»: краткое руководство по посещению арт-ярмарок
26.11.2024Открыты 558-е торги аукциона ARTinvestment.RU
25.11.2024Открыт 239-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
25.11.2024Арт-кинозал: Украденная картина
22.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе