Матвеев Александр Борисович
1926–2008

МАТВЕЕВ Александр Борисович

2 января 1926 (Москва) — 22 января 2008 (Москва)

Художник театра, специалист в области архитектурного и театрального освещения, живописец.

Окончил с отличием два вуза: Московский энергетический институт (МЭИ) в 1949 году и через год — театрально-постановочный факультет Школы-студии МХАТ. Начинал работать во МХАТе.

С 1951 года творчество Александра Матвеева связано с Центральным театром Советской Армии, где он оформил более двадцати спектаклей. Художник сотрудничал со многими выдающимися режиссерами: А. Поповым, Б. Львовым-Анохиным, Д. Тункелем, А. Шатриным, С. Колосовым. Среди исполнителей, работавших с Александром Борисовичем, такие знаменитые артисты, как Л. Касаткина, В. Зельдин, Н. Сазонова, В. Сошальский, Л. Голубкина и многие другие.

«Горные просторы «Стрекозы» и замкнутость русского купеческого быта в «Не было ни гроша…», прозрачный реализм «Фабричной девчонки» и деловитость интерьеров «Моей семьи» составили славу не только театру Армии, но и всему русскому театру, недаром их долгая сценическая жизнь согревала и радовала тысячи зрителей, недаром более 800 раз покоряло зрительный зал мрачное великолепие «Юстины»«, — писали коллеги Матвеева в адресе к его 80-летию.

Уже в 1950-е Матвеев начал участвовать в выставках художников театра и кино, проводимых Всероссийским театральным обществом и Союзом художников, его имя нередко встречается в их каталогах.

Именно на сцене театра Советской Армии, которая имеет очень большие размеры, что создает дополнительные сложности для творческого коллектива, Матвеев смог применить свои технические знания. Например, в спектаклях он использовал мощные авиационные прожекторы, которые были трансформированы для театра. Необходимо было создать специальные устройства, чтобы четкое пятно света было только на сцене, не создавая в зале рассеянного освещения. В начале 1960-х этого никто не делал, ведь в то время не было приборов с усложненной оптикой, которые могли бы давать нужный эффект. Матвеев смог этого добиться. Позже Александр Борисович выступал как проектировщик при оборудовании малой сцены театра.

Кроме того Матвеев сотрудничал с Московским Художественным, Малым театром, театрами Сатиры, Оперетты, Киевским Государственным русским драматическим театром имени Леси Украинки. На этих прославленных сценах в его оформлении вышло более сорока постановок, которые неизменно пользовались успехом и у простых зрителей, и у профессиональных критиков.

Матвеев много лет преподавал в МЭИ, он автор уникального учебного курса эстетики освещения.

Мастер работал как живописец и акварелист. В архиве художника сохранилось много этюдов, которые он писал с натуры летом, во время отдыха. В основном это пейзажи с видами Крыма, Кавказа, средней полосы России и Карелии.

РИЗНИЧЕНКО Фёдор Петрович (1865–1922) Пейзаж. 1915
Текущая ставка
140 000 RUB
Окончание торгов
16 Ноя. 2018 12:00:00
СНЕГУР Игорь Григорьевич (1935) Бесконечное путешествие. 2016
Текущая ставка
55 000 RUB
Окончание торгов
16 Ноя. 2018 12:00:00
КАПТЕРЕВ Валерий Всеволодович (1900–1981) Рукописи Мертвого моря. 1976
Текущая ставка
32 500 RUB
Окончание торгов
16 Ноя. 2018 12:00:00
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 19

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх