Нагаевская Елена Варнавовна
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Ногаевская 1900–1990

НАГАЕВСКАЯ (Ногаевская) Елена Варнавовна

21 мая (3 июня) 1900 (село Япринцево Оренбургской губернии) — 1990 (Москва)

Живописец, график, искусствовед

Из крестьянской семьи. Окончила среднюю школу в Актюбинске, Мариинское четырехклассное педагогическое училище (1918). Училась на факультете общественных наук в 1-м Среднеазиатском университете в Ташкенте (1920–1924), затем в Москве: на курсах росписи тканей (1927), трехгодичных Изопрофкурсах (1927–1930) у Н. А. Удальцовой, студиях Н. А. Удальцовой и А. В. Лентулова (1930-е), в пейзажной мастерской Институте повышения квалификации художников-живописцев и оформителей в Москве (1940–1941), Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова (1945–1949) на искусствоведческом отделении филологического факультета.

Жила в Москве, с 1937 — в Бахчисарае (Крым) и Москве. Была замужем за художником и историком искусства А. Г. Роммом. В конце 1920-х сблизилась с участниками Общества московских художников (бывшими членами объединения «Бубновый валет») и группы «Тринадцать». Выполнила ряд кубистических композиций и работ в духе «московского сезаннизма»: «В будущее (Полет ракеты)», «Городской пейзаж (Москва)» (обе — 1928), «Композиция с тремя фигурами» (1928–1930), «Натюрморт с красным графином» (1929), «Пейзаж с дирижаблем», «Автопортрет» (обе — 1930), «Москва. Цветной бульвар» (1933) и другие.

В 1937 познакомилась с К. Ф. Богаевским, испытала в своем творчестве его влияние. В послевоенные годы пользовалась советами А. В. Куприна, работала с ним в Бахчисарае. Создавала жанровые композиции, пейзажи, натюрморты. Автор живописных циклов «Бахчисарай и окрестности», «Коктебель» (1950–60-е), «Гурзуф» (1960–70-е). В 1968–1972 регулярно работала на творческой даче им. Д. Н. Кардовского в Переславле-Залесском, выполнила живописную и графическую серию «Русский Север» (1968–1972). В 1960–80-х создала также ряд абстрактных композиций.

С 1932 — участник выставок (выставка горкома живописцев в Москве). Член МОССХ (МССХ, МОСХ). Экспонировалась на выставках: молодых начинающих художников Москвы (1934), женщин-художниц к Международному женскому дню (1939), московской городской выставке живописи, скульптуры (1946, 1947), московских художников к XXII съезду (1959), женщин-художниц (1960, 1961) в Москве; художников Крыма (1952), Осенняя выставке произведений художников Крыма (1955), Крымской областной художественной выставке (1960), «Весенняя палитра» (1971, 1973), Областной художественной выставке, посвященной Международному женскому дню 8 марта (1975) в Симферополе. Провела персональные выставки в Бахчисарае (1959, 1962), домах культуры поселка Старый Крым (1962), села Предущельное (1962), в Москве (1964), Переславле-Залесском (1968, 1969), Севастополе (1970, 1980), Симферополе (1971).

Участвовала в издании: «Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века» (М., 1954, переиздание — 1971). Автор монографий: «Иван Петрович Витали. 1794–1855» (М., 1950), «Ольга Максимовна Мануйлова. Жизнь и творчество» (Фрунзе, 1965); путеводителя «Бахчисарай и окрестности» (Симферополь, 1968; переиздания — 1976, 1979); многих статей по вопросам искусства.

Мемориальная выставка художницы «Симфония красок Крыма» прошла в 2010 в Симферополе.

Творчество представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Новокузнецком художественном музее, Историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике «Новый Иерусалим», Севастопольском художественном музее им. М. П. Крошицкого, Киевском национальном музее русского искусства, Каракалпакском государственном музее искусств им. И. В. Савицкого в Нукусе и других. В Бахчисарае открыт Мемориально-художественный музей Е. В. Нагаевской и А. Г. Ромма.

  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
  • 12.03.2019 Эксперты: индустрия культуры приносит экономике США в 4 раза больше, чем сельхозпроизводство Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
  • 12.03.2019 Художник недели. Павел Пепперштейн В «Гараже» открылась безбашенная постмодернистская выставка, по отзывам смелая вплоть до риска очередного вмешательства «возмущенной общественности». Бывший инспектор «Медицинской герменевтики» и литературный отец парторга Дунаева опять задал жару
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 21

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх